Найти тему

РАЗВИТИЕ В ЭНДУРО (ТУРЭНДУРО)

Оглавление


ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ-ОТСТУПЛЕНИЕ



Мне тут сказали, что я год слил в унитаз. Год занимался в школе и базы как не было, так и нет. На самом же деле, помимо в принципе небольшого кол-ва занятий (блин, что такое тренировка раз в месяц) у меня цели были максимально простые.

  1. Научиться поднимать мот, иначе как вообще ездить одному и на хер он тогда нужен, если это не возможно (подъем)
  2. Просто не потерять за зиму и без того нулевой скилл с мотоциклом, с которым у меня не получается ничего, иначе я просто не смогу даже выкатиться с зимнехранилки
  3. Побороть страх в принципе съезжать с асфальта хотя бы на сухую грунтовку



И все эти цели были достигнуты, я считаю. Катать как Пол Таррес я перед собой цель не ставил.

В середине этого сезона я понял, что свободно катаю на Мульте по сухим тропкам любого формата и геометрии. И в одночасье это стало скучно, ибо сухие они не всегда. Захотелось уже выезжать в любую погоду, на любой грунт, на любую геометрию. И в общем-то я даже съездил несколько раз в места, которые меня до сих пор все еще пугают и буквально 15 минут такой езды принесли опыта больше, чем час занятий на стадионе. Но буквально пара таких выездов и я окончательно понял, что у меня не всовсем подходящий мотоцикл для этого. Здесь предлагаю сделать паузу, к этой теме мы еще вернемся.

Турэндуро-стадион
Турэндуро-стадион

ПОТРЕБНОСТЬ В БОЛЬШОМ МАТЕРИАЛЕ



С идеей сделать большой видео-материал по теме методики саморазвития я заходил и на Ваню Одинкого Волка и на Илюху Сплина. Илюха сразу отказался, отмазавшись фразами типа "у каждого свой путь", а вот ОВ мне сам собственно и накидал материала по методике, вы читали мою статью "Беседа с Одиноким Волком", но сниматься или снимать отказался, сказав, что просто не его ниша. Получается, ни у кого из блоггеров, нет подходящего материала по саморазвитию, а тема очень востребованная, как мне кажется.

Что ж, это сделаю я.

Почему я считаю, что основа успеха - это методика? Тут немного истории. У меня в школе не было английского, потому, что учился я в перестроечные времена. В какой-то момент осознав всю горечь этого пробела, я решил срочно наверстывать упущенное. Но как? Прежде чем брать и начинать зубрить Бонка, как я пытался делать до этого, я решил прочитать книгу о том, как учить языки, например Като Ломб. Поняв общую схему, Я быстро смекнул, что надо пойти в школу, но не просто какую-то, а школу, где преподают носители. Сказано, сделано. Параллельно я перешел на чтение только английской литературы (я взчялся перечитывать любимого Сидни Шелдона в оригинале), выделял все незнакомые слова и записывал их в программу с карточками, чтобы по пути на работе прогонять в игре "Угадай слово". По началу желтым цветом сияла вся страница, но к концу книги желтого слова не было ни одного. Параллельно я заставлял себя смотреть массу буржуйского контента на Ютубе (в основном интервью или обучающие ролики) и нашел на сайте LingQ тьютора из Цинцинатти с которым мы трындели 2 раза в неделю за 5 баксов о винтовках Мосина, которые он коллекционировал, после этого он присылал мне список ошибок, которые стоит поправить, а прогонял аудио-запись занятия, выписывал все фразы, которые у меня вызвали затруднение или которые у меня не получилось сказать и шел на форумы спрашивать как это сказать по английски. Вот вам на лицо методика.

Потом я занялся профессиональным спортом, в довольно позднем возрасте - в 27 лет (до этого я вообще не занимался ни чем, связанным с движением) и за 2 года сделал себе КМС, быстро поняв общую идею.

И после этого я еще занимался Вин Чунем и Крав Магой. Там я не добился ничего потому, что получил травму, но зато там я понял, что методика с одного вида спорта может не проецироваться на другой и как уметь быстро эту методику сконвертировать.

ГЛАВНАЯ ФОРМУЛА АДВЕНЧУР-МОТОСАЙКЛИНГА


P = A * (B * S)



, где:

A - ваша антропометрика
B - байк. Он может подходящим или нет, с плохой резиной или хорошей
S - ваш скил

B и S взяты в скобочки, потому идут бок о бок. Неподходящий байк может блочить развитие вашего скилла.


С Антропометрикой все понятно. Изменить мы ее практически не можем, максимум можем качнуть выносливать и научиться легче поднимать байк
А вот B и S - самое интересное.

Не подходящий байк - это:

  • блок, чтобы ездить одному. Надо все время искать какого-то напарника, чтобы не то, чтобы куда-то поехать, а банально позаниматься самому
  • страх его уронить, если байк хрупкий или дорогой или ломучий или просто не заточенный под эндуро
  • хреновая ремонтопригодность, что опять же будет блочить вас в путешествиях

Байк, мешающий развиваться - это первое, что нужно устранять. Потому, что не подходящий байк - это страх. Страх - основной блоккер всего, что связано с развитием в "мотоциклетстве". На байк должно быть вообще посрать. Упадет он или нет, что у него там сломается или поцарапается. Просто по хер. Ну и соответственно байк, у которого минимально что отваливается при падении, а если и отваливается выглядит как будто так и было (или должно быть) или чинится изолентой за 2 секунды - в приоритете.

Второй момент, который я "заинсайтил" - байк не должен вам мешать своим весом. Если его вообще нельзя поднять одному - на хер он нужен. Ну или если вы один раз подняли, окей, а в грязи его надо поднять пятнадцать раз до сухого и оставшиеся 14 вы уже на можете - на хер такой байк. Если байк геморройно ворочить (например для парковки) - на хер. Банально, Мульт я даже на бедро не мог положить - он тут же падал. Тут еще есть момент, который мы с Волком описывали. Есть три вида преград развития в эндуро:

  1. борьба со страхом
  2. борьба с весом
  3. борьба с телом и умом

    Если у вас огромная турында и вы пытаетесь сделать на ней elephant turn с ходу (при этом у вас первый или второй сезон вообще) - вы будете это делать, условно, пять лет. Потому, что вы А - боитесь (уронить, разбить, как поднимать, пораниться, надорваться....) и Б - вам тупо тяжело. Эти две вещи будут просто мешать постичь технику. С легким байком, да еще и чужим или вашим, но купленным специально, чтобы его ушатывать, эти 2 страха отходят. И вы сразу инсталлируете правильное ПО в мозг. Когда вы делаете это 100 раз на софте, появляется автоматизм. Потом вы берете огромную турынды - и вам уже по хер. Все эти Тарресы и Мирабеты, они учились именно так. Они сначала научились творить
    insane holy shit на триалах или кроссачах, а потом на Африках оно само собой пошло.


СКИЛЛ


Что рождает
скилл? Методика и мотивация. Методика - это карта к точке. Мотивация - бензин для машины, которая туда едет. Раскрою свое видение это, основанное на том, спортивном опыте, что у меня был, спроецировав и сконвертировав его. Тут будут чисто мои инсайты, в том числе сконверченные с опыта с СБТ, потому что если прямо копировать подход СБТ, оно работать не будет.

Если просто набирать занятий на эндуро-стадионе - оно очень важно, но скорость развития будет не такая большая. Это была ошибка, которую я снчала не понимал. Это как раз чисто методика СБТ - брать просто тонну индив и ходить на турниры.

По хорошему, какая вообще схема СБТ? Давайте посмотрим, там если быть честным то, не просто индивы:

  • да, ты берешь тонну индив. Это типа как просто настрел дешевыми патронами. Это основное мясо танцора.
  • в какой-то момент просто ходить к одному и тому же тренеру условно вашего уровня уже не работает. Надо ходить с одной стороны к правильным тренерам, политическим, чтобы примелькаться и вам ставили кресты на турнирах, с другой стороны надо ходить на семинары к 1-2-3 месту на чемпионате мира. Ну пользуясь языком эндурным, типа ты хотя бы раз в год, должен позаниматься с Тарресом или Берчем. Они крутые тренера? Нет, про крутых тренеров мы сейчас проговорим ниже, хотя я писал про это уже. Они не крутые тренера как правило. Но они могут передать вайб победителя, некий настрой, дух, который вы от просто мастеров спорта международного уровня или чуваков уровня финала чемпионата россии не снимете имплицитно.
  • турниры. Я ненавидел турниры в СБТ, мне никогда не нравилось одевать эти пидарские шмотки, мне всегда перло тошнить в зале в широких штанах и рваной потной майке, но именно турнирный опыт рождает уверенность, позволяет посмотреть на других, обменятьс опытом, рождает вас как спортсмена. Я понимаю, что рано или поздно мне придется катать на ГЕСы или АдвенчурФесты, а может и на Шелковый Путь.
  • вам надо качать ОФП хотите вы или нет. Поэтому качалка, как бы я ее не ненавидел становится must have.
  • хорео или другие танцы типа контемпорери. Они ставят базу, которую СБТ не поставит и позволяют затронуть мышцы, которые у вас забиты еще и не тронуты.
-2

Возвращаясь к Адвенчурам - один адвенчур-стадион ничего не даст. Нужна так же ОФП, потому что даже на стадионе ты после 10 кругов восьмерки в стойке просто умираешь. Нужно ходить на харды и триал, а некоторые вещи лучше изучить на станте, например на легком моте в трехколесной вилле-раме. Зачем - я писал в статье "Разговор о развитии в эндуро с Одиноким Волком", но ниже я частично затрону эту тему.

Теперь, зачем катать в харды и триал. Триал понятно - это баланс и навыи работы с органами управления как продолжением ваших рук. Баланс - это в принципе основа езды на моте. Теперь о харде. Хард дает вам самую прямую и легкую возможность снять блоки психологические. Вы проезжаете там, куда на слоне вы не сунетесь и снимаете модель. Чужой эндуро-мот не жалко, его просто поднять при падении, он особо не коцается. Моделька инсталлировалась. Потом вы берете своего слона и с этой моделью там так же проезжается на ура, потому, что есть модель, а страха нет.

Второй момент - накат. Я постепенно понял, что реально развивает тебя. Да, выполнять базу и делать домашку по ней - надо. Но я очень быстро ощутил, что то, как тебя развивают адвенчур-трипы, прохваты и покатушки не развивает ничего. 15 минут реальной жопы в грязи делает тебя сильнее чем час на стадионе в разы, как минимум психолонически. Поэтому я очень быстро понял, что надо:

А) объединяться и искать команду, с которой ты будешь катать. Любыми способами
Б) Искать эндуро-прохват-команды. Идеально, если они разрешили тебе катнуть там на эндурике, например по лайту, а потом там же катнуть на слоне.
В) Ездить на выезды типа Карелии от Никитоса
Г) Самому или с приятелями ездить в дальняки и путешествия типа Памира
Д) Ходить на эндуро-занятия с прохватами на жопным трассам

ШКОЛЫ

Про школы я уже писал. К сожалению, огромное кол-во эндуро школ в Московии - это просто покатушки для фана. Найти школы с правильными тренерами - та еще проблема. Я выше писал, что я вернусь к тренерам. Тут вот что есть сказать у меня. Смотрите, в СБТ у нас было так:

  • плохой рецепт - найти абы какого тренера
  • хороший рецепт - найти тренера уровня полуфинала ЧР
  • идеальный вариант - найти тренера у которого есть пары уровня полуфинала / финала ЧР или выше.

И по моему опыту часто такие тренера - это какие-то никому не известные тетечки в каких-то СТК, базирующихся в актовых залах в школах. Как они танцуют сами и какие у них регалии - хз. Приходишь к ним на занятия, херакс, а там Цатурян базовый шаг отрабатывает. Вот такое найти прям сложно. Но реально. В мотокроссе и эндуро. И вот тут начинается пропасть. Откровенно, кто преподает слоноводство в РФ можно пересчитать по пальцам. Никитос, Грузия, было еще БМВ да всплыло, какая-то школа есть на Юге, там кажется Кореец одно время учил. Все. Ну мелкие никому не известные школы в провинции еше, но это все по мелочам. Если мы возьмем буржуев, посмотрим их тренинги, по крайней мере Европу, там в подобных школах преподают прежде всего эндуристы с не херовыми регалиями уровня чемпионата европы. Типа Тарреса того же или Мирабет. Иногда мотается Берч чего-то там ведет. Про Ткакса не скажу, я хз чо у него там есть, какая эндурная база. Не хочу сказать, что то, есть в России это пдохо. Многим из нас, в том числе и мне, до уровня преподов в РФ как до небес, но тем не менее, так сложилось, что у нас часто такое организовывают в первую очередь блоггеры и уже во вторую профессиональные спортсмены. Это не плохо и не хорошо. Это просто данность. Есть ли у блоггера методика - вопрос отдельный.

ИТОГО



Итого, лично для себя схему я вижу следуюущую:

  1. Правильный мот. А лучше 2, когда есть отдельный хард или софт. Это самое правильное. Если есть в кармане несколько миллионов, не надо ходить на работу и нет семьи - можно еще купить триал
  2. Ваша мотивация, которую важно не перегреть, чтобы просто не осточертело в какой-то момент, как у меня часть было
  3. Слоновий стадион (адвенчур-школа)
  4. Обязательно эндуро-школа
  5. Джимхана на асфальте, чтобы просто чувствовать свой мот
  6. Самостоятельные выезды для д/з
  7. Покатушки по жопным местам с компанией, прохваты
  8. Запись видео, анализ ошибок
  9. Турниры
  10. Платные мото-туры
  11. Самостоятельные путешествия