Очень давно хотел пересмотреть этот фильм. Видел его один раз в жизни, в возрасте этак лет пяти-шести. И впечатления, надо сказать, были у меня тогда неоднозначные.
Сто процентов зрителей, оставивших отзывы в Интернете, считают фильм замечательным. Я сегодня пересмотрел его и могу сказать: да, прикольный фильм, при его просмотре память сразу улетает куда-то в прошлое, и сразу перед глазами встаёт дом бабушки, и ты почти чувствуешь запах свежескошенной травы. Но это сейчас, когда я посмотрел фильм глазами взрослого зрителя.
А в детстве мне от этого фильма стало не по себе. Представьте себе: восьмилетняя девочка приезжает в деревню, в гости к бабушке.
А ночью по дому раздаются всякие стуки и посторонние звуки. Уже не очень для детского фильма. Помнится, приехали мы к бабушке в Тюменскую область, когда мне было пять лет. На ночь окна надёжно закрыли ставнями, добившись стопроцентной темноты, но перед этим кто-то из родственников меня заботливо проинформировал, что в этих местах водятся ядовитые пауки тарантулы, которым ничего не стоит забраться в дом. Это была долгая ночь!
Вдобавок ко всему, девочка нашла в сарае мужика с самыми натуральными рогами. Мужик пояснил, что он не человек, а шишок, нечто среднее между чёртом и домовым.
А тут ещё бабушка рассказала девочке, что в округе живут шишки, у которых копыта вместо ступней, и что если она не будет мыть ноги, у неё тоже отрастут копыта на ногах.
Я был очень впечатлительным ребёнком, нынешних детей такими приколами не удивишь и не напугаешь. Они со скукой смотрят фильмы про ходячих мертвецов и уже привыкли к вёдрам бутафорской кровищи на экране. А я всё вспоминаю ужасную сцену из «Места встречи», когда бандиты убили сторожа с внучком. И после просмотра «Деревни Утки» у меня было такое ощущение, что я заглянул куда-то, куда заглядывать мне не стоило. Не по себе мне было от персонажа Ролана Быкова с рогами.
Рассказывают, что съёмки фильма проходили в Карелии, и Ролан Антонович добирался на съёмочную площадку на своём автомобиле. По пути он подобрал попутчика, совершенно забыв о том, что едет в гриме. Когда попутчик увидел, что водитель с рогами, он потерял сознание…
Поэтому мне кажется, что жанр фильма можно трактовать по-разному: притча, авторское кино, может быть, даже и сказка. Но это точно не детский фильм.
Повторюсь: современных детей этим фильмом вы точно не напугаете. Но сможет ли фильм их заинтересовать?
В фильме шишок предлагает отвести девочку в Шотландию, берёт её за руку и уводит в лес. Она с радостью идёт с ним.
Увы, но проза жизни такова, что не должны дети в фильмах уходить с малознакомыми взрослыми персонажами. Фильм обязан учить ребёнка, что если взрослый пытается тебя куда-то увести, то он по-любому злодей. Это ещё одно доказательство того, что данный фильм не ориентирован на детскую аудиторию.
Естественно, шишок в фильме не причиняет девочке никакого зла, но у маленьких зрителей может возникнуть понимание, что ничего страшного нет в прогулках с такими шишками. Только вот добрые шишки бывают лишь в сказках…
Шишок достаёт старый патефон и включает пластинку: чарльстон «Домовой». Нам эта мелодия отлично знакома: именно она звучит в мультиках про домовёнка Кузьку.
Кстати, автор книжек про Кузьку – Татьяна Александрова, а автор сценария «Деревни Утки» - Александр Александров. Я подумал, что они должны быть родственниками, но не нашёл этому ни одного подтверждения в Интернете. Когда девочка из фильма приводит домового в благоустроенную квартиру, это очень похоже на серию про Кузьку.
Маму девочки играет жена Ролана Быкова Елена Санаева, которую мы все знаем по роли Лисы Алисы из «Приключений Буратино».
Говорят, режиссёр «Буратино» Леонид Нечаев был неизвестным молодым режиссёром и пригласить в картину такого «монстра» как Ролан Быков, было с его стороны очень смелым и дерзким поступком. Но, к его удивлению, Ролан Антонович согласился, но с одним условием: взять на роль Лисы его супругу. Подозреваю, что с «Деревней Уткой» была похожая история, хотя, назвать Бориса Бунеева «молодым неизвестным режиссёром» в 1976 году было нельзя.
Фильм забавный, но в то же время при его просмотре испытываешь лёгкую грусть. Кто-то увидел в нём тему человеческой старости, кто-то – медленного умирания деревни.
Мне же, пожалуй, ближе всего точка зрения одной зрительницы с «Кинопоиска». Вот её я и процитирую (я же не какой-нибудь «Красный плагиат», чтобы брать чужие мысли и выдавать их за свои).
«…предашь малую, пропадёт и большая Родина... Дело в том, что на «любви к отеческим гробам», как на волшебном гвозде, держится вся конструкция твоего волшебного корабля, на котором ты улетаешь в твоё будущее и будущее твоих потомков».
В фильме есть совершенно замечательный чёрный кот, который куда-то таскает сигареты (но примусы отчего-то не починяет).
Из дома пропадают ножи, и бабушка подозревает, что их утаскивает этот самый кот. Вот ни разу не удивлён, наш чёрный лысый кот Фараон был пойман с поличным, когда стянул с табуретки пинцет, зажал его в передних лапах и побежал на задних. А однажды он что-то загуглил на моём ноутбуке и гугл выдал картинки с ракетами. Я подозреваю, что он с другой планеты и где-то украдкой строит космический корабль…
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором, пусть за это больше не платят, мне просто приятно!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Деревня Утка» (1976).