Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует, как сказано в Евангелии от Матфея. Означает ли это, что второбрачные будут жить во грехе?
Речь о фразах:
Разводная - это разводное письмо. И вот что это такое:
Выглядело это примерно так:
Отвечает батюшка:
Действительно, Господь обличает вот это жестокосердие иудеев, их формализм, говорит, мол, вы пытаетесь формально закон Моисеев соблюсти.
Вот Моисей сказал: если хочешь развестись, берешь и жене своей даешь письмо, расписку, что она разведенная.
Почему очень важно было ей это письмо давать?
В принципе, Господь объясняет, что это было по жестокосердию вашему, и эта расписка была в те времена благом. Если женщина не получала такого письма, и притом уходила от мужа, и, например, начинала строить какие-то новые отношения, вступать во второй брак, то люди вокруг смотрели и говорили:
"Это жена того человека, она прелюбодейка, а прелюбодеев надо камнями побивать".
И по сути же Моисей берет и вот этим жестоким ветхозаветным людям дает некоторый предохранитель, некоторый тормоз.
Ну, вы хотя бы, если своих жён выгоняете, как вы себя ведете? Ну хотя бы напишите, что это честный развод, чтобы вы на нее не претендуете, что она вам не изменяет с этого момента, а просто живет своей жизнью.
Поэтому именно в этом контексте Господь говорит и показывает ту высоту Нового Завета, ту планку, на которую должен каждый христианин ориентироваться.
И Господь говорит следующее.
Если кто-то разведётся со своей женой, возьмет и женится на другой разведённой женщине, то он тоже, по сути, прелюбодействует в этой женитьбе.
О чём это Господь говорит?
Знаете, как бывает? Вот думает человек (возможно, даже не осознавая этого):
Это чужая жена, я с ней не буду никаких отношений выстраивать. Но я её возьму, уведу из семьи, разрушу её брак, добьюсь её развода, и потом мы женимся, придём, нас батюшка повенчает. И будет всё по-православному.
Такие ситуации бывают. И лукавый так людей дурит, обманывает. Люди думают, что они все сделали формально по закону Божьему.
Вот он развод, вот новое венчание, вот брак, иконы, паломничество. Все у нас честно, любовь началась.
А то, что ты перед этим чужой брак разрушил, в этом есть что-то хорошее?
Более того, надо понимать, что, в принципе, брак един. Брак единственный - это абсолютный ориентир. Потому что брак уподобляется отношениям Христа и Церкви.
Во время таинства Венчания читается отрывок из Послания к Эфесянам (там сравниваются отношения Христа и Церкви, невесты Христовой, отношения мужа и жены):
И действительно, Христос и Церковь - это отношения абсолютно уникальные. Господь не посчитал, мол, с христианами не получилось, чем-то другим займусь. Ни в коем случае! Господь всё равно за эту Церковь умер на кресте.
Точно так же и мы должны неразрывны быть в первом браке.
А тут можно сказать следующее.
В Церкви же есть второй чин венчания? И даже бывает (но в виде исключения), что люди венчаются в третий раз! Как же так?
Надо понимать, что второй чин венчания – это чин покаянный.
Во время такого венчания тоже есть некоторая радость, это тоже некоторое торжество. Но это не праздник торжества, это не таинство торжества, это все-таки чин покаянный.
Во время второго чина венчания люди как бы говорят:
"Да, Господи, мы не смогли сохранить свой первый брак", или "Да, Господи, наш первый брак распался, потому что умер наш супруг, а я его память не смог почить, не хватает сил, и я посмотрю в сторону другого человека".
"И мы, Господи, Тебя в этом втором венчании благодарим за то, что ты нам даешь второй шанс снова идти к Тебе, идти не в одиночку, а вот в этой связочке. Мы постараемся хоть со второй попытки, но построить те отношения, которые у Тебя с Церковью есть, хоть со второй попытки уподобиться Тебе."
Но в данном случае можно снова возразить: в Евангелии вроде Господь жестко говорит насчет второбрачных? Мол, Вы, батюшка, конечно, отлично истолковали контекст, но из песни же слов не выкинешь?
Все-таки у нас есть некоторые доказательства того, что логика церковного предания, логика второго венчания, укоренена в библейском тексте.
В 1-е Послании Апостола Павла к Коринфянам, в 7 главе есть такие строки:
Порой мы настолько укоренены во зле и в грехе, что, куда ни встань, все равно будет грех. И мы выбираем из двух зол меньшее. Точно так же и христианин, который заботится о спасении своей души.
Человек в голодные годы, когда у него не осталось нормальной пищи - он выбирает из почти несъедобных вещей те, которые чуть более съедобные, и ими как-то поддерживает свои жизненные силы.
Так же и с выбором работы - если мы понимаем, что и то, и другое рабочее место не по душе, мы выбираем из двух зол меньшее, то есть ту компанию, ту деятельность, которая из двух нравится больше.
Так же это работает и со вторым браком.
Бывает так, что человек, искренне желающий спасения души, выбирает вместо заключения второго брака посещение храма, молитвы и т.д. Но вот он приходит в церковь и вместо молитвы смотрит на красивых прихожанок и сокрушается о своем потерянном первом браке. Лучше вместо этого сказать:
"Господи, дай мне еще один шанс".
И Господь, который хочет нашего спасения, этот шанс благословляет. И Церковь, Невеста Христова этот шаг ко спасению души утверждает в Таинстве Венчания и во второй, и иногда даже в третий раз.
Текст сформирован на основе видео с канала Экзегет.ру. Также читайте: