«Официально» Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года (но я уже говорил о том, что первые конфликты-предпосылки начались гораздо раньше, вроде нападения Японии на Китай или Гражданской войны в Испании). Гитлеровская Германия разгромила Польшу в течение нескольких недель. Это был первый «настоящий», боевой блицкриг.
Широко известна поговорка — тяжело в учении, легко в бою. Отчасти эту формулу можно отнести к событиям 1939 года. Грубо говоря, немцы ожидали от поляков куда более грамотного сопротивления.
На военных играх вермахта в мае 1939 года немцы умудрились... провалить гипотетическую Польскую кампанию. Правда, тогда они исходили из «самых худших раскладов»: гипотетической войны не только с Польшей, но и с Литвой и Советским Союзом. Ведь на дворе была весна 1939 года.
Учения Верховного командования сухопутных войск мая 1939 года проводились под руководством Франца Гальдера, начальника генштаба. Он активно разрабатывал планы агрессии против Польши, Франции, Бельгии, СССР, Югославии, Греции и т.д., настоящий «мозг вермахта».
Не так давно немцы смотрели на поляков как на своих гипотетических союзников против СССР. Так что определенное уважение польской армии в расчетах оказывали. Отмечалось, что Польша — это милитаризованное государство, в котором армия является «школой жизни» для большинства граждан. Но при этом:
«Оснащение и экипировка польской армии еще не соответствуют современным требованиям. Выводы:
Польская армия воспитана в духе наступления. Тем не менее вследствие недостатков в вооружении она не способна проводить крупномасштабные операции в современных условиях и едва ли справится с большим моральным напряжением в борьбе с противником...» (с) Rolf-Dieter Müller. Enemy in the East: Hitler's Secret Plans to Invade the Soviet Union
Военная игра происходила 17 мая 1939 года, о ней известно не так много. Но главное стоит отметить: немцы в «игре» не сумели разбить поляков западнее Вислы в кратчайшие сроки. А там уже и Советский Союз «подтягивался», делая кампанию для немецкой стороны совсем грустной.
Франц Гальдер сделал множество правок и замечаний по ходу штабной игры. Он отмечал, что многие офицеры не верят в возможности моторизованных частей, задерживают наступление в критический момент, выбирают плохую для передвижения техники местность, отвлекаются от основных задач, боятся обходов с флангов и тыла.
Характерно, что немцы прекрасно понимали: оказать помощь в ситуации «блицкрига» полякам гипотетически может успеть только СССР.
Конечно, результаты игры говорят нам и о том, что до сентября 1939 года немецкая армия всё ещё оставалась «войском без масштабного боевого опыта». Да, были бескровные захваты Австрии и Чехословакии, из которых делались выводы. Была Испания, где немцы испытывали авиацию.
Но не было полноценной военной кампании. Над многими немецкими офицерами довлел опыт Первой мировой войны (как и во всех странах). Они отдавали предпочтение обороне, не всегда понимали, как нужно использовать моторизованные соединения.
Потому и в сентябре 1939 года у немцев были ошибки и промахи, которые позднее «наверху» обстоятельно разбирали.
Однако поляки тут здорово «помогли» силам вермахта, переоценив свои силы, разбросав их на широком фронте и не попытавшись использовать естественные рубежи и преграды.
Немцы же благодаря этим играм сделали вывод: нужно готовиться лучше. Лето между играми и нападением на Польшу в вермахте потратили на дополнительную подготовку моторизованных частей...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: