Найти в Дзене

Отвлекающие факторы [Ритмичная работа]

Оглавление

«Как же много вокруг нас всяких отвлекающих штук» - узнаем мы, когда начинаем практиковать ритмичную работу. Как быть? Как сконцентрироваться?

pixabay.com
pixabay.com

О мультизадачности

Попытка выполнять несколько дел одновременно в стремлении достичь большего за ограниченное (и, желательно, сокращающееся) время приводит к плачевным результатам. Главная проблема в том, что мозг в действительности занимается только одним делом за раз, просто переключается между ними очень быстро. Но, переключаясь между делами, мы постоянно «сбрасываем таймер», который позволяет нам войти в состояние потока.

Многозадачность является одним из самых разрушительных мифов современного мира на тему продуктивности. Даже если мы возьмем пример с машинистом метро, который должен одновременно отслеживать множество вещей (как параметры силовых установок, движение поезда, посадку и высадку пассажиров, указания диспетчера, разрешающие сигналы светофоров), все равно мы имеем дело с состоянием потока. Это предельная концентрация внимания на определенных вещах в четко структурированном процессе. Это четкая последовательность, когда смотреть на пассажиров, когда на светофоры, когда слушать указания диспетчера. Это однозадачность, хотя может казаться самой настоящей многозадачностью.

Способность к концентрации позволяет нам вывести свое мышление на совершенно новый уровень. Результаты этой концентрации нельзя заменить никаким количеством времени в режиме многозадачности. Рассеянный художник никогда не сможет нарисовать то же, что и «погружающийся в работу». И никакое количество времени ему не поможет.

Погружение в поток

Для погружения в поток потребуется концентрация. Поскольку современный мир очень беден на возможности концентрации (в смысле огромного количества информации, которая обрушивается на нас со всех сторон), такой режим себе нужно создавать самостоятельно. В первую очередь нужно отключить уведомления на телефоне и отложить его. И не браться до окончания рабочего интервала.

А как же перерывы? Разве они не выводят из состояния потока? Да, выводят. Но тут есть две вещи. Во-первых, войти в состояние потока если вы совсем недавно вышли из него оказывается очень легко (именно поэтому короткий перерыв должен быть действительно коротким). Во-вторых, взгляд на проблему из стратегического состояния позволяет нам скорректировать маршрут. Состояние потока имеет свои специфические особенности. В состоянии потока мы легко забываем о своей конечной цели и действуем по внутреннему ощущению. А оно может завести нас не туда.

С одной стороны мы погружаемся в поток с помощью концентрации на определенной задаче. С другой стороны, чтобы не «забыть о себе», мы устанавливаем таймер, который выведет нас из состояния потока по истечению времени.

Музыка

Чтобы замаскировать отвлекающие факторы, которые нельзя устранить (например, шум в офисе или на улице), воспользуйтесь музыкой. Музыка — одно из величайших открытий человечества. Музыка сопровождала человечество на протяжение всей его истории, начиная от примитивных инструментов и мелодий, и заканчивая восхитительными произведениями композиторов с мировыми именами.

Разным людям подходит разная музыка. Но именно благодаря музыке очень легко войти в состояние потока. Ритмы увлекают нас, позволяя сконцентрироваться на задаче, и маскируют окружающий шум.

Разным людям подходит разная музыка. Одни предпочитают что-то бодрое, чтобы «заряжало энергией». Другие — более спокойную, легкую музыку. Выбор музыки — личное дело каждого, но для успешной концентрации музыка должна отвечать нескольким критериям. Во-первых, она сама по себе не должна отвлекать. Не стоит включать очень любимые композиции, потому что вместо концентрации на задаче вы будете слушать именно их.

Отсутствие слов может быть очень важно. Особенно, если вы занимаетесь «литературным» трудом. Некоторым людям совершенно безразличны слова песен, и они могут концентрироваться на задаче даже в этом случае. Или это могут быть слова на иностранном языке, которого вы не знаете. В любом случае, подберите что-то, подходящее для себя. Главный критерий музыки — вовлекает ли она вас в поток работы над задачей? Если да — это подходящая музыка.

Некоторые предпочитают включать звуки природы. Звук водопада за счет своей спектральной характеристики отлично маскирует практически любой шум. Но музыка обладает несомненным преимуществом — ритмом. Будучи людьми, мы подчинены определенным ритмам нашего организма, ритмам окружающего пространства (например, смене дня и ночи). И музыка может быть тем самым ритмом, который настроит нас на нужный лад.

Вместо музыки и звуков природы можно использовать «атмосферу» — специальные аудиозаписи или компиляции, например, шумы кафе, улицы или библиотеки. Это тоже подходящий вариант, особенно, если в фоновом шуме кафе есть музыка.

Из книги «Ритмичная работа»: Ridero, ЛитРес, Онлайн

Все мои книги

Продолжение в следующий вторник