При построении своей речи носители английского языка постоянно сталкиваются с необходимостью принятия трех решений: как разбить речь на отдельные фрагменты, на чем сделать акцент и какой тон нужно использовать. В результате в интонационной системе английского языка выделяют три элемента – фрагментирование (tonality), выделение центра в интонационной конструкции (tonicity) и тон (tone).
Первое с чем сталкивается говорящий – это необходимость решить, как разделить речь на отдельные фрагменты. Для каждого фрагмента существуют свои интонационные модели, а сами фрагменты называются интонационными конструкциями. Каждая интонационная конструкция в высказывании обладает собственной интонационной моделью или мелодией. В общем, каждое простое предложение представляет собой интонационную конструкцию, однако говорящий не обязан следовать этому правилу, поскольку есть разные возможные варианты фрагментации речи. Например, если нужно сказать фразу We don’t know who she is, то мы можем использовать следующие варианты:
We don’t know who she is.
We don’t know | who she is.
We | don’t know who she is.
We don’t | know who she is.
We | don’t know | who she is.
Иными словами, говорящий может представить материал двумя или тремя кусочками информации, либо единым элементом. Это и есть фрагментация.
Говорящий использует интонацию, чтобы выделить некоторые слова, которые считает важными для значения. Это те слова, на которых говорящий хочет, чтобы слушатель сфокусировал свое внимание. Чтобы выделить нужные слова, человек делает на них ударения, или если сказать точнее, сильно выделяет ударные слоги соответствующих слов. Центр – самое важное ударение в интонационной конструкции.
Посмотрим на такое предложение.
I think it was ridiculous.
В нем центром выступает слог -dic-. Тон изменяется на этом слоге, сам слог и слово ridiculous являются ударными. Центр обычно располагается в конце интонационной конструкции.
Часть интонационной конструкции, которая следует за ядром, называется хвостом. У хвоста нет ударных слогов. Если ядро приходится на последний слог, то у интонационной конструкции нет хвоста. Если интонационная конструкция содержит ударение до ядра, то первое ударение называется началом. Часть от начала и до последнего слога перед ядром называется головой.
It was remarkably good.
В этом предложении началом выступает слог -mark -. На нем происходит смена высоты звука, в результате чего этот слог выделяется. В связи с этим слог и само слово в целом являются ударными. Слоги -markably представляют собой голову. Часть перед началом называется предголовой, в ее составе нет ударных слогов. В нашем случае это It was re-.
Если в интонационной конструкции нет ударных слогов перед ядром, то у него нет головы. Если в интонационной конструкции нет безударных слогов перед началом или ядром, то в нем нет предголовы.
Границы предголовы, головы, ядра и хвоста не обязательно совпадают с границами слова, но всегда совпадают с границами слогов. В каждой интонационной конструкции есть ядро, но не во всякой есть предголова, голова или хвост.
Для большинства высказываний говорящий может выбирать разные интонационные модели. В зависимости от обстоятельств и значения, ядро может быть поставлено в разные места. Например,
We are planning to fly to Italy.
Ядро – It-, а хвост – aly. Начало – pla-, голова – planning to fly to. Предначало – We are.
Однако это же выражение может быть сказано и другими способами, например, ядром могут выступать слова fly, planning, we.
Выделив ядро, мы можем перейти к вопросу о тоне, то есть изменении высоты звука внутри ядра. Представим, что нужно сказать:
You mustn’t worry.
Ядром выступает worry. Здесь высота может пойти вниз, вверх, сначала вниз, а потом вверх. Снижение высоты обычно указывает на то, что информация передана полностью, повышение или понижение, а затем повышение высоты указывают, что дальше будет сказано что-то еще. По умолчанию для утверждений, восклицаний, указаний и специальных вопросов используется нисходящий тон, а для общих вопросов восходящий. Нисходяще-восходящий тон сигнализирует о наличии скрытых смыслов.
Итак, сначала говорящий принимает решение о фрагментации, потом о выделении центра и в конце о тоне.
Спасибо за прочтение и лайки:)