21-го августа стало известно, что гигант-франчайзер Domino’s Pizza начал процедуру банкротства сети ресторанов в России. Компания присутствовала на отечественном рынке с 1998 года и к февралю 2022 имела 188 фирменных ресторанов. О чём говорит крах большого игрока, что будет с активами Domino’s и о каких тенденциях свидетельствует эта история – разбираемся в нашей аналитической статье.
А что случилось?
Domino’s Pizza – крупнейшая по обороту сеть пиццерий в мире. В данный момент компания окончательно уходит из России. За последний год в стране закрылись 29 фирменных точек, а её совокупные долги достигли планки в 520 млн рублей и были погашены за счёт турецкого представительства.
Компания давно готовилась к подобному исходу. В марте 2022 года франчайзер приостановил инвестиции в Россию и даже отказался от роялти, а уже в декабре заявил о «работе над продажей» российских активов.
Однако по данным «Ъ» сделка сорвалась и DP Eurasia (владельцы активов Domino’s в России, Турции, Азербайджане и Грузии – прим. «Локос») были вынуждены запустить процедуру банкротства.
Уже на следующий день покупкой активов сети пиццерий заинтересовались рэпер Тимати и ресторатор Антон Пинский. В прошлом году они уже выкупали российские активы уходящего западного бренда – Starbucks, перезапустив стартап под брендом Stars Coffee.
Как всё началось?
Давным-давно, в небольшом городе Ипсиланти, два брата, Том и Джеймс Монаганы приобрели скромную пиццерию DomiNick’s Pizza. Они вложили всего 75 долларов залога и взяли 500 долларов взаймы, чтобы запустить свою мечту. Однако вскоре Джеймс вышел из бизнеса, обменяв свою долю в пиццерии на «Фольксваген Жук» своего брата.
С ограниченными ресурсами и маленьким пространством Том осознал, что увеличить доход можно, доставляя пиццу на дом и стандартизировав производство. Вскоре пиццерия получила новое имя – Domino’s Pizza.
В середине 1970-х пиццерия запустила прорывную маркетинговую кампанию: пицца гарантировано будет доставлена клиенту менее чем за 30 минут. В противном случае её стоимость будет снижена на 50 центов. Это по сей день считается конкурентным преимуществом компании.
В 1980-е годы для Domino's наступил период феноменального роста, когда компания открывала в среднем по 500 пиццерий каждый год, в том числе за пределами США. И вот в 1998 году, с уже глобальной сетью ресторанов, Том Монаган продал большую часть своего бизнеса, сохранив 27% акций.
В 21 век компания вошла действующим гигантом рынка, а в 2004 году её акции стали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. На сегодняшний день более 15 000 ресторанов Domino’s работают в 93 странах мира.
Что пошло не так у Domino’s в России?
Началом конца российского представительства Domino’s можно считать начало СВО – 24 февраля 2022 года. Уже 11 марта франчайзер принял решение приостановить инвестиции в Россию. Тогда это выглядело компромиссным решением, поскольку десятки крупнейших компаний заявили о незамедлительном уходе с российского рынка.
С тех пор Domino’s пытались продать бизнес в России, но сделка не состоялась. Вероятно, из-за колоссального внешнего долга российского юрлица в 520 млн рублей.
Однако, отечественные франчайзи говорят, что проблемы с франшизой начались давно. Например, в 2018-2019 годах группы партнёров Domino’s направляли в головной офис обращения с просьбой объяснить им маркетинговую стратегию бренда на 2019 год. Авторы упрекали сеть в отсутствии маркетинговой поддержки и завышении цен на продукты в среднем на 15-20% по сравнению с конкурентом – «Додо». В результате многие точки продаж недополучали прибыль или вовсе работали в убыток.
Пример из Тулы
Forbes приводит историю тульских франчайзи Ильи и Мирона Родзинских. По их словам, менеджер по продажам от головной компании Domino’s представил им финансовую модель, согласно которой отделение в Туле должно было начать с оборота 2,1-2,2 млн рублей при нескольких сотнях тысяч чистой прибыли, но в первый месяц результат был вдвое хуже.
Предприниматели также сетовали на то, что франчайзер навязывал им невыгодные условия: помещение с дорогой арендой, а также кратные переплаты подрядчикам и поставщикам.
В итоге в 2019 году Родзинские перестали выплачивать роялти головному офису, и компания разорвала контракт с бизнесменами в одностороннем порядке.
Пример из Челябинска
Аккурат во время закрытия тульского отделения в Челябинске запускался местный филиал пиццерии. Бизнесмен Александр Чигвинцев открывал пиццерию на ул. Свободы.
Другой челябинец Евгений Хоронько – бывший владелец филиала Domino’s на Северо-Западе (спальный район Челябинска – прим. «Локос») тогда во всю судился с главным офисом из-за тех же проблем, с которыми столкнулись франчайзи в Туле.
Чигвинцев же подвоха не заподозрил. «На Челябинск у Domino`s Pizza были весьма серьезные планы, и, открывая первые точки в конце 2018 года, компания анонсировала 10 ресторанов в течение пяти лет. Но экспансии не случилось.» – вспоминает обстановку тех лет руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская.
В результате второй и последний ресторан франшизы в Челябинске прекратил работу всего через 2 года, в ковидном 2021. Владелец убеждён, что его вынудили закрыть представительство.
«Обещали нам поддержку и помощь во всём. Но условия постоянно менялись. 1 февраля заключили договор на определенный процент роялти. Недавно приходит уведомление, что роялти повышается в два раза, другие выплаты — в четыре раза. (…) Мы старались, работали хорошо, по всем стандартам, пережили пандемию. И дальше бы работали. Но когда тебе ставят невыполнимые условия, работать дальше просто невозможно.» – рассказывал изданию 74.ru Александр Чигвинцев.
Что будет дальше?
Всё больше компаний уходят с российского рынка, а их активы зачастую переходят к аффилированным с государством деятелям.
Так, почти половину от общей стоимости проданных западных активов (1,6 трлн рублей) получил богатейший бизнесмен России Владимир Потанин. Он приобрел бизнес французской Société Générale – Росбанк и две страховые компании.
Самые прибыльные западные активы достались «Новатэку» — это доля французской TotalEnergies в проекте «Тернефтегаз», а также доля британской Shell в «Сахалине-2». Суммарная чистая прибыль «Новатэка» от этих проектов в 2022 году составила 40 млрд рублей. Один из топ-акционеров компании — миллиардер Геннадий Тимченко, которого СМИ называют другом Владимира Путина.
Что касается Domino’s, то его потенциальные покупатели – Тимати и Пинский – не так тесно связаны с властями, но наверняка тоже будут готовы принимать решения в пользу «политической конъюнктуры», а не клиентов. Запрос со стороны властей на такие решения продолжает расти.
Описанная политика будет вполне укладываться в соображения минимизации рисков во времена, когда участие государства почти во всех сферах резко возросло.
Тимати – автор трека «Мой лучший друг – это Президент Путин», а Пинский управляет элитными ресторанами в столице, где обедают в том числе политические элиты. Вместе с тем их партнёром по Stars Coffee стал Валид Корчагин. Он также получил активы немецкого концерна «OBI».
По данным «BBC» Корчагин приходится сыном чеченскому чиновнику Вахиту Гермееву – предполагаемому родному брату сенатора Совета Федерации Сулеймана Геремеева.
Исходя из этих тенденций, можно судить, что в ближайшем будущем государственная политика будет всё глубже проникать в бизнес-процессы, что приведёт к ограничению конкуренции и дополнительным издержкам.
Давление властей на бизнес, как на крупный, так и на средний, тоже возрастёт. Примерами такого давления можно считать, например, недавний «налог на сверхприбыль», частичную мобилизацию (которая вывела с рынка труда множество квалифицированных специалистов), а также введение военного положения в некоторых регионах и непрерывающийся каскад законов, обязывающий бизнес тем или иным способом безвозмездно помогать Минобороны. Предприятия гособоронзаказа уже сейчас могут быть переведены под госуправление по внесудебной процедуре.
Что теперь делать?
Завершим нашу статью на позитивной ноте. Уход Domino’s симптоматичен, но не несёт новых тенденций. Ситуация на рынке стабильна. А значит, сейчас предприниматели могут перевести дыхание, узнать больше о сложившейся на рынке ситуации из материалов «Локос» и лучше подготовиться к будущим испытаниям.
«Локос» уважает и поддерживает каждого, кто мужественно преодолевает сложности и развивает свой бизнес. Даже в эпоху перемен. Быть для наших друзей и клиентов примером в этом – наш приоритет.
Ознакомиться с другими нашими материалами вы можете на нашем сайте: Uralto.ru/article/
Или обратиться в наши магазины по адресам:
г. Челябинск, ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41
г. Челябинск, ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41
г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54