Ровно 60 лете назад, в августе 1963 года пассажирский рейс «Аэрофлота» 45021, летевший из Таллина в Москву совершил аварийную посадку на Неве в центре Ленинграда. Оказалось, что у Ту-124 во время вылета из аэропорта Юлемисте заклинило переднюю опору шасси, которая оказалась не убрана до конца.
Вернуться в аэропорт вылета не получилось из-за сильного тумана, окутавшего в тот день Таллин, поэтому экипаж пассажирского судна принял решение вместо Москвы лететь в «Пулково» в Ленинграде.
Перед посадкой по правилам нужно было выработать топливо, к чему и приступили пилоты. В это время один из пилотов пытался с помощи шеста через пробитое в кабине отверстие выпустить стойку шасси, но успехом его попытки не увенчались.
В районе северной столицы один из двигателей неожиданно отказал, о чем было доложено диспетчеру. Экипажу дали разрешение на пролет через центр города к аэропорту «Пулково», лететь нужно было 20 километров. Это самый короткий путь.
Во время пролета над Ленинградом отказал второй двигатель, самолет стал снижаться с высоты 500 метров. Капитан судна Виктор Мостовой доверил посадку второму пилоту Василию Чеченеву, который до этого служил в морской авиации.
Чеченев провел борт над строящимся мостом Александра Невского, после чего приводнил пассажирское судно рядом Финляндским железнодорожным мостом. Удара хвостом самолета о воду удалось избежать, это привело бы к трагедии.
Мимо по Неве в этот момент проходил буксир, который оперативно оттянул самолет к берегу, пассажиров успешно эвакуировали. Спасти людей удалось благодаря оперативной реакции капитана буксира Юрия Поршина. Именно он завел крыло самолет на стоявшие у берега плоты. Никто из команды самолета и пассажиров, всего 45 человек, не пострадал.
Никаких наград Василий Чеченев и Виктор Мостовой за успешную аварийную посадку не получили. Хотя были представлены к нам. Однако обоим, и еще штурману Виктору Цареву, дали квартиры, капитану буксира вручили грамоту и часы.
Пострадавший самолет восстановлению не подлежал, его сначала отправили в учебную часть под Тамбовом, где он выполнял роль тренажера, а потом списали и отправили на металлолом.