Всем известны Ганеша и Картикея (Сканда) как сыновья Господа Шивы и богини Парвати. Менее известен Айяппа, сын Шивы и Вишну, принявшего женскую форму Мохини. А вот о Манасе, дочери Махадэва широкой аудитории известно и того меньше.
В то же время Манаса, богиня-змея, занимает особое и интересное место в индуистской мифологии, особенно в Бенгалии, где ее почитают в качества дочери Господа Шивы. Она также известна как Вишахари (разрушительница яда), Нитья (вечная) и Падмавати.
Мифическое происхождение Манасы
Согласно Пуранам, деви Манаса – это порожденная разумом дочь мудреца Кашьяпы, которая появилась как Божество, олицетворяющие мантры, как исцеляющее средство от змеиного яда и как богиня, защищающая людей от нападения змей. Ее также называют сестрой змея Васуки.
По другой версии, распространенной в Бенгалии, Манаса родилась от союза Господа Шивы и смертной женщины. Эта история разворачивается, когда муж бросил эту женшщину на произвол судьбы. Оставшись одна, женщина стала искать защиты у могущественного бога Шивы. Тронутый ее преданностью и тяжелым положением, Шива принимает ее в жены, и они вместе зачинают ребенка - Манасу, богиню-змей.
Еще одна версия гласит, что богиня родилась из семени Шивы, упавшего на цветок лотоса.
Эта легенда описывается в Мангалкавьях (Бенгалия). Там же можно найти упоминание о том, что Манаса остановила пагубное действие сильнейшего во вселенной яда халахал, который Шива выпил во время пахтанья океана демонами и богами.
Легенды о Манасе и ее влияние
Вообще, имя богини Манасы часто связан с многочисленными увлекательными легендами, одни из которых подчеркивают ее силу и доброжелательность, а другие говорят о ее дурном нраве, из-за того, что она была отвергнута своим отцом Шивой.
Одно популярное повествование вращается вокруг ее победы над злым змеиным царем Нагов – Васуки (напомним, что по другой версии – она является его сестрой). В этой легенде Манаса спасает молодую женщину по имени Бехула от трагической участи, вызванной проклятием Васуки. В благодарность Бехула становится преданной последовательницей Манасы и ищет ее благословения. Благодаря ее вмешательству и руководству Бехула смогла вернуть к жизни своего умершего мужа и снять проклятие.
Другая известная легенда связана с конфликтом Манасы с Чандом Садагаром, богатым торговцем, который отказывается признать ее богиней. Отказ Чанда злит Манасу, и она насылает на него серию бедствий, включая смерть его детей.
Охваченный горем, Чанд в конце концов сдается Манасе, ища у нее прощения. По ее милости Манаса восстанавливает жизни его детей и дарует ему свое благословение.
Эта легенда описывается в Манаса Мангалкавья.
Символизм отцовства Шивы
Уникальное происхождение Манасы в легенадах, где ее отцом является Господь Шива, имеет символическое значение. Шива, верховное божество, связанное с трансформацией и разрушением, представляет вечный цикл жизни.
Как его дочь, Манаса воплощает в себе силу контролировать и подчинять разрушительные силы змей и яда. Эта связь означает гармонию между созиданием и разрушением, а также способность преодолевать страх и опасность посредством божественного вмешательства.
Изображение
Манаса обычно изображается сидящей на лотосе или стоящей на змее. По ее телу струятся змеи, либо она держит их в руках, а над головой веером высится расправленный капюшон кобры с пятью или семью головами.
Встречаются также изображение, где она сидит, держа на коленях своего сына – мудреца Астику.
Манаса как племенная богиня. Влияние буддизма и шиваизма
Некоторые исследователи считают, что поклонение Манасе изначально появилось на юге Индии как культ не ведической и не арийской богиня и был и связан почитанием в народе змеиного женского божества - Манчаммы.
Таким образом, сначала Манаса являлась племенной богиней (так называемой адиваси). Со временем ее включили в пантеон божеств, почитаемых у низших каст индийского населения южных территорий.
Предполагается также, что определённое влияние на развитие культа Манасы оказал буддизм Махаяны. Также в текстах встречается имя богини лечения действия ядов - Джангули, которую отождествляют с Манасой.
К 14 веку Манасу приняли как богиню изобилия и плодородия, а также связанных с ними свадебных ритуалов. Манаса была принята в шиваитский пантеон. Мифы с этого времени начинают прославлять ее как спасительницу Господа Шивы от выпитого Им яда халахала, и в целом богине идет поклонение как «удаляющей яды».
Ее популярность начала увеличиваться, а культ поклонения ей начал соперничать с ранними формами шиваизма. Результатотм этого стало появление легенд, приписывающие рождение Манасы Шиве. В конце концов последователи шиваизма признали эту местную племенную богиню как часть брахманской традиции основного направления индуизма.
Анастасия Ермакова