О Босхе (ок. 1450–1516) известно немного. Например, то, что «Иероним Босх» — это псевдоним Еруна Антонисона ван Акена; что ван Акен вёл довольно замкнутый образ жизни, но был в своём городе уважаемым человеком; что стал знаменит ещё при жизни. Но достоверно не известны даже годы его жизни. Что уж говорить о личности. Не сохранилось ни дневников, ни переписки, ни прижизненных портретов. Портрет, размещённый на обложке книги Дмитрия Овсянникова «Брабантский мастер Иероним Босх», был написан спустя три с половиной десятилетия после смерти мастера, приблизительно в 1550 году, Жаком Лебуком, который в глаза его не видел, потому что родился через несколько лет после смерти своего гениального и загадочного коллеги.
Загадками полны и его картины. Босх не датировал и часто не подписывал их. Названия его полотен даны искусствоведами столетия спустя.
Конечно, я была заинтригована тем, что в результате получилось у автора. И, должна признать, Дмитрий Овсянников провёл впечатляющую работу и написал очень... выверенную книгу, потому что понимал, что его работу будут рассматривать с лупой. Овсянников собрал воедино факты о Босхе и информацию о жизни (в том числе политической) в Нидерландах до Реформации и написал книгу. Это не документальная биография. Это биографический роман. Художественное произведение.
...Иероним Босх был потомственным художником. Его дед (Ян ван Акен), отец (Антоний ван Акен) и трое братьев отца были художниками. Художниками стали и трое сыновей Антония ван Акена, в том числе Ерун ван Акен, будущий Босх.
С Антония ван Акена и детства художника автор начинает свой рассказ. Мы узнаём, как в мастерской Антония его дети перенимали семейное ремесло. Да, в ту пору живопись считалась ремеслом, а художники — мастеровыми. Автор рисует портреты героев, вдыхает в них жизнь; выдаёт множество деталей, касающихся работы художника в те времена.
Роман состоит из пяти частей. Каждая часть — из нескольких главок. Каждая главка закончена по смыслу. Это такой фрагмент общей мозаики, где представлены определённые герои и определённая «сценка» (событие). Биографические романы чаще всего так и устроены. Жизнь человека сплошным полотном не расскажешь.
При чтении у меня не возникало впечатления дешёвой беллетризации. Да, это роман, но художественные фантазии автор держит в узде, не допуская словоблудия. Даже «право голоса» героям он предоставляет умеренно. Каждый диалог здесь оправдан.
При всей кропотливой выверенности книга не получилась сухой, она интересна и познавательна. Как Босх искал способы передать на полотне чувства человека, как писал то, чего не видел сам, откуда узнавал нюансы, детали, оттенки и, конечно, какими людьми были его родные, с кем он общался, кого любил, как и почему взял свой псевдоним — из романа читатель узнает многое.
Я воспринимаю роман «Брабантский мастер Иероним Босх» в первую очередь как возможность погрузиться в эпоху Возрождения, в XV — начало XVI века, посмотреть со стороны, как была устроена жизнь, быт, работа художников.
В книге нелинейная структура. Основная линия — историческая, но есть и современная (небольшая). Историческая начинается с детства Еруна, продолжается годами его профессионального становления, первой любовью... Постепенно автор прокладывает жизненный и творческий путь мастера до самого конца, а также рассказывает о его картинах. Иногда читатель переносится в пору, когда Босх уже маститый художник. А есть и исторические фрагменты, касающиеся времени, когда Босха уже нет, но его полотна живее всех живых. За них бьются не на жизнь, а на смерть, их боготворят, пытаются разгадать. Одна из таких сцен связана с разговором короля Испании Филиппа II с монахом де Сигуенса (между прочим тоже реальное историческое лицо, монах Ордена иезуитов, учёный, писатель, просветитель) о работах Босха. И де Сигуэнса говорит:
«...основное отличие картин этого мастера от всех остальных в том, что художники обыкновенно изображают человека так, как все видят его снаружи, и только он, он один осмеливается изобразить то, что творится у человека внутри».
Иногда говорят, что картины Босха страшные, отталкивающие... Может быть. Но не страшнее того, что у некоторых людей внутри. А сам Босх был тихим, спокойным и светлым человеком. Во всяком случае таким изобразил его Дмитрий Овсянников в своём биографическом романе «Брабантский мастер Иероним Босх».
А вы читали эту книгу? Интересно услышать ваши отзывы.
👉 Не забудьте подписаться на «Библио Графию» в Телеграме