Найти в Дзене
История транспорта

Автобусы Австро-Фиат в Советском Союзе, продолжение

Предыдущая статья про автобусы «Австро-Фиат» в Ставрополе вызвала многочисленные отклики читателей. Что подвигло меня написать продолжение, в котором ответы на вопросы читателей и новая информация. После 1951 года поставки автобусов марки «Австро-Фиат» в Советский Союз продолжились. В российской историографии автобусов ÖAF говорится, что они приходили в СССР в 1957 году для обслуживания участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Однако это не так. Первая после 1951 года партия австрийских автобусов поступила в 1956 году. Это были машины модификации ÖAF 6DT-130 «Trambus» производства завода Österreichische Austro-Fiat, сокращенно – ÖAF Междугородный автобус с кузовом вагонного типа 6DT-130 «Trambus» на базе элементов конструкции грузового автомобиля 6D-130 выпускался в 1955-1959 гг. Оснащенный рядным шестицилиндровым дизелем объёмом 7980 «кубиков», он развивал мощность 130 л.с. В салоне размещалось 38 мест для сидения, включая одно кресло для экскурсовода. В 1956 и 1957 гг.

Предыдущая статья про автобусы «Австро-Фиат» в Ставрополе вызвала многочисленные отклики читателей. Что подвигло меня написать продолжение, в котором ответы на вопросы читателей и новая информация.

После 1951 года поставки автобусов марки «Австро-Фиат» в Советский Союз продолжились.

В российской историографии автобусов ÖAF говорится, что они приходили в СССР в 1957 году для обслуживания участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Однако это не так. Первая после 1951 года партия австрийских автобусов поступила в 1956 году. Это были машины модификации ÖAF 6DT-130 «Trambus» производства завода Österreichische Austro-Fiat, сокращенно – ÖAF

Общий вид автобуса ÖAF 6DT-130 «Trambus». Скриншот из художественного фильма «Русский сувенир», «Мосфильм», 1960 г.
Общий вид автобуса ÖAF 6DT-130 «Trambus». Скриншот из художественного фильма «Русский сувенир», «Мосфильм», 1960 г.

Междугородный автобус с кузовом вагонного типа 6DT-130 «Trambus» на базе элементов конструкции грузового автомобиля 6D-130 выпускался в 1955-1959 гг. Оснащенный рядным шестицилиндровым дизелем объёмом 7980 «кубиков», он развивал мощность 130 л.с. В салоне размещалось 38 мест для сидения, включая одно кресло для экскурсовода.

Чертёж автобуса ÖAF 6DT-130 «Trambus» из справочника НИИАТ 1961 года издания.
Чертёж автобуса ÖAF 6DT-130 «Trambus» из справочника НИИАТ 1961 года издания.

В 1956 и 1957 гг. в СССР поступило примерно 20 автобусов ÖAF 6DT-130. Точное число пока неизвестно. Все поставки осуществлялись в город Москву для обслуживания иностранных туристов и зарубежных делегаций.

Два автобуса ÖAF 6DT-130, 1956 г.в. (слева) и 1957 г.в. с измененными форточками (справа) у главного входа ВДНХ, Москва, 1957 год.
Два автобуса ÖAF 6DT-130, 1956 г.в. (слева) и 1957 г.в. с измененными форточками (справа) у главного входа ВДНХ, Москва, 1957 год.
Автобус ÖAF 6DT-130, 1957 г.в. у Кремлёвской стены. Обратите внимание на поворотники от автомобиля ГАЗ-М20 «Победа».
Автобус ÖAF 6DT-130, 1957 г.в. у Кремлёвской стены. Обратите внимание на поворотники от автомобиля ГАЗ-М20 «Победа».
Два автобуса ÖAF 6DT-130 на Исаакиевской площади. Ленинград, 1960 г. Не родные уже не только повортники, но и фары. Источник фото: fotobus.msk.ru.
Два автобуса ÖAF 6DT-130 на Исаакиевской площади. Ленинград, 1960 г. Не родные уже не только повортники, но и фары. Источник фото: fotobus.msk.ru.

Туристические автобусы ÖAF 6DT-130 проработали в Советском Союзе до конца шестидесятых годов, после чего списаны.

Но это не вся история.

Гораздо более интересным и наименее исследованным является работа в СССР передвижного кафе ÖAF 6DF-130, спроектированного на базе автобуса 6DT-130. шедший в комплекте с прицепом-электростанцией. В Советский Союз поставлялись в 1956 году. Точное количество и города поставки неизвестны. Скорее всего, речь идёт о единичных экземплярах. Как минимум, два таких кафе поступили в Сочи, как минимум, по одному – в Ригу и в Ленинград.

Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Сочи, 1958 год. Источник – fotobus.msk.ru.
Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Сочи, 1958 год. Источник – fotobus.msk.ru.
Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Сочи, скриншот из документального фильма «Моды сезона в Сочи», СССР, ЦСДФ, 1956 г. На нём можно увидеть оригинальную расцветку кафе.
Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Сочи, скриншот из документального фильма «Моды сезона в Сочи», СССР, ЦСДФ, 1956 г. На нём можно увидеть оригинальную расцветку кафе.
Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Риге. Скриншот из документального фильма из Национального Архива Латвии, 1956 год.
Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Риге. Скриншот из документального фильма из Национального Архива Латвии, 1956 год.
Интерьер передвижного кафе ÖAF 6DF-130 в Риге. Скриншот из документального фильма из Национального Архива Латвии, 1956 год.
Интерьер передвижного кафе ÖAF 6DF-130 в Риге. Скриншот из документального фильма из Национального Архива Латвии, 1956 год.
Прицеп-генератор передвижного кафе ÖAF 6DF-130 в Риге. Скриншот из документального фильма из Национального Архива Латвии, 1956 год.
Прицеп-генератор передвижного кафе ÖAF 6DF-130 в Риге. Скриншот из документального фильма из Национального Архива Латвии, 1956 год.

Поскольку пробег у этих кафе-автобусов был невелик, то, в отличие от своего родителя – междугороднего автобуса 6DT-130, «кафешки» прожили гораздо дольше. Вот, например, этот, ленинградский экземпляр, сфотографирован в 1987 году. Правда, как вы можете убедиться, много деталей у него уже не родные.

Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Ленинграде, 1987 год. Источник фото – oldspb.ru.
Передвижное кафе ÖAF 6DF-130 в Ленинграде, 1987 год. Источник фото – oldspb.ru.

Предыдущая статья цикла: Автобусы «Австро-Фиат» в Ставрополе.

Спасибо за внимание.