Практика закрытия станций на некоторое время для их капитального ремонта или реконструкции достаточно частая для метрополитена Петербурга, как и для других городов. За последние два десятилетия в городе практически каждый год закрывается какая-то станция полностью на срок до одного года. Все это время около нее ездят автобусы, а жители района испытывают временные неудобства.
Сегодня я расскажу вам про станции, которые закрывались на ремонт в Петербурге в XXI веке и постараюсь найти все фото до/после, чтобы хотя бы визуально оценить, к чему привел ремонт. Также напишу, для чего их закрывали и что было сделано. Также в списке будут станции, которые, в силу того, что они пересадочные, не закрывались полностью, а закрывался только вестибюль именно на реконструкцию.
В августе Пионерская открылась после двухмесячного ремонта, ее тоже обязательно упомяну, так как она стала последней станцией на данный момент, которая закрылась и уже открылась после ремонта в отличие от Чернышевской и Ладожской.
Поехали!
Рыбацкое
Закрывалась с 1 апреля 2000 по 1 апреля 2001 года.
Станция открыта 28 декабря 1984 года. Стала первой станцией в метро Петербурга, которая закрылась на ремонт. При этом закрылась она еще в XX веке, а открылась уже в XXI. Основной целью ремонта были ремонт пешеходных переходов, демонтаж эскалаторов, а также ликвидации протечек на перегоне Обухово - Рыбацкое. Да, станция наземного типа, но на ней 16 лет были эскалаторы на подъем при входе.
Я помню их еще маленьким, но большую часть жизни помню просто подъем из подземного перехода к турникетам. Это было основное изменение на станции в период капитального ремонта, которое видно со стороны. А еще в 2000-х изменился проход пассажиров на одноименную ж/д платформу. Я помню, как было удобно выйти из метро в переход и сразу подняться на вторую платформу. Теперь же надо делать крюк через выход на Тепловозную улицу. Но это отдельная история.
Пролетарская
Закрывалась с 25 августа 2005 года по 17 ноября 2006 года.
Станция открыта 10 июля 1981 вместе с Обухово. Закрылась на реконструкцию через 26 лет. Целых четыре года в метро Петербурга не закрывались станции, давно это было. Основной целью ремонта был ремонт гидроизоляции наклонного хода.
Внешних изменений не было заметно, так что просто можно оценить, как изменился вестибюль станции за 30 лет.
Купчино
Северный и южный вестибюли закрылись по очереди с 26 марта 2007 года по августа 2008 года.
Станция открыта 25 декабря 1972 вместе со Звездной. Во второй половине 2000-х продолжили браться за станции юга города. Купчино полностью не закрывали, иначе бы это вызвал коллапс в районе, где и так была практически единственная станция метро (Звездная недалеко находилась). Пятая линия тогда только начинала строится в центре города.
Выходы закрывались по очереди "в связи с обветшанием и ростом пассажиропотока". Северный переход полностью закрылся 26 марта 2007 года, а открылся 1 октября этого же года. Сразу после этого закрыли южный переход и открыли уже летом 2008 года. В итоге оба тоннеля были расширены с 4 до 8 метров, и пропускная способность одного составила более 30 тысяч человек в час. Также были построены дополнительные лестницы и пандусы.
Владимирская
Вестибюль закрывался с 10 августа 2006 года по 16 февраля 2008 года.
Станция открыта в составе первой очереди ленинградского метрополитена 15 ноября 1955 года. И до самых старых станций метро дошла очередь. Станция пересадочная, поэтому закрыли лишь вестибюль, да и не особо торопились с ремонтом, который занял полтора года.
Во время ремонта провели полную замену эскалаторов, которые работали более 50 лет, заменили гермозатвор, ликвидировали течи и заменили водоотводные системы. Также сделали новый выход в город на Кузнечный переулок, чтобы избежать пересечения потоков. Я лично не очень помню старый вход на Владимирскую, где вход и выход были на угол Большой Московской и Кузнечного.
Также добавлю сюда старое фото углового дома, где находится вход в метро. Он был построен в 1877 году, а при строительстве метро здание было перестроено. Можете сами оценить, насколько строители сохранили исторический облик здания.
Горьковская
Закрывалась с 11 октября 2008 года по 26 декабря 2009 года.
Станция была открыта 1 июля 1963 года вместе с Петроградской, Сенной Площадью и Невским проспектом. Закрылась в 2008 году на одну из самых масштабных реконструкций в метро. Здесь полностью снесли старый вестибюль и построили новый.
Кроме работ с вестибюлем провели реконструкцию наклонного хода, заменили облицовки путевых стен, а также асфальтовое покрытие платформ первого и второго путей. В новом вестибюле увеличили площадь кассового зала и количество турникетов на вход.
Новый вестибюль стал похож на летающую тарелку, ну а внутри можно увидеть "коровье вымя". Шуток было много, но он действительно стал просторнее. Хотя на самой станции центральный зал не увеличили и там всегда толкучка.
Площадь Александра Невского-1
Вестибюль закрывался с 1 июня 2010 по 31 марта 2011 года.
Станция открыта 3 ноября 1967 года вместе с Василеостровской, Гостиным Двором и Маяковской. Вестибюль закрыли на 10 месяцев из-за ремонта наклонного хода, вход на станции осуществлялся через станцию четвертой линии с Чернорецкого переулка.
Этот выход интересен тем, что при открытии в 1967 году это был типовой круглый вестибюль для большинства станций того времени. Но в 1974 году перед зданием вестибюля была возведена гостиница "Москва" и вход был встроен в ее здание.
Невский проспект
Вестибюль Невский проспект-2 закрывался с 1 февраля по 28 декабря 2012 года.
Станция открылась 1 июля 1963 года вместе с Горьковской, Петроградской и Сенной Площадью. Сама станция полностью не закрывалась из-за того, что является пересадочной. В апреле - мае 1996 года на станции заменили пересадочные эскалаторы на станцию Гостиный двор. Вместо трех стало четыре.
С 6 по 24 августа 2007 года первый раз ненадолго закрывали второй вестибюль с выходом на Канал Грибоедова. Кстати, для его строительства сносили и заново строили дом Энгельгардта, как можно увидеть на фото выше. Второй раз вестибюль закрыли на более долгий срок в 2012 году, на 11 месяцев. За это время провели капитальный ремонт наклонного хода и эскалаторов, а также косметический ремонт вестибюля. На фото ниже он до реконструкции.
Петроградская
Закрывалась с 5 января 2013 года по 15 ноября 2013 года.
Станция открылась 1 июля 1963 года вместе с Горьковской, Сенной Площадью и Невским проспектом. Спустя 50 лет ее закрыли на 11,5 месяцев. В ходе ремонта отремонтировали вестибюль станции, который "вставлен" в Дом мод, и пешеходный переход возле него. Также был реконструирован эскалаторный тоннель. Заметны скорее косметические изменения, чем внешние.
Петроградская также встроена в дом, как и несколько других станций метро в Петербурге. Дом мод был построен в 1968 году, то есть через пять лет после открытия станции. Теперь вестибюль уже не видно, он хорошо интегрирован в здание.
Пушкинская
Вестибюль закрывался с 1 декабря 2013 года до 6 июля 2015 года.
Станция открыта в составе первой очереди ленинградского метрополитена, но из-за проблем с наклонным ходом заработала только 30 апреля 1956 года. На капитальный ремонт станцию закрывали на полтора года. Ремонтировали наклонный ход и меняли эскалаторы. А это всегда долгий процесс, с учетом того, что глубина станции 57 метров. Все это время вход и выход выполнялся через соседнюю пересадочную Звенигородскую.
Лиговский проспект
Закрывалась с 5 января по 3 декабря 2014 года.
Станция открыта 30 декабря 1991 года вместе с Достоевской. Закрылась на капитальный ремонт спустя 23 года на 11 месяцев. Во время ремонта восстановили гидроизоляцию наклонного хода, а также отремонтировали дренажную систему и эскалаторы.
В ходе строительства станции в 1991 году был снесены три дома по Лиговскому проспекту, на фото как раз процесс строительства.
Выборгская
Закрывалась с 7 февраля по 24 декабря 2015 года.
Станция открыта 22 апреля 1975 года вместе с Лесной. Закрылась через 30 на капитальный ремонт. За это время произвели ремонт гидроизоляции наклонного хода. Также освещение было убрано с балюстрады и перенесено на свод наклонного хода, как было, например, на Чкаловской.
У Выборгской две интересные особенности. Прямо от вестибюля отходит самый длинный в Петербурге подземный пешеходный переход к Чугунной улице. В нем имеется выход в моторвагонное депо, но он только для служебного пользования. В основном им пользуются работники завода ЛОМО с другой стороны железнодорожных путей. По переходу можно попасть из Выборгского в Калининский район и обратно. А вторая особенность в том, что над наклонным ходом сделали балкон, на котором с 1970-х годов установлены декоративные растения. Выглядит очень приятно.
Василеостровская
Закрывалась с 11 июля 2015 года по 27 мая 2016 года.
Станция открыта 3 ноября 1967 года вместе с Гостиным Двором, Маяковской и Площадью Александра Невского-1. Закрыли уже довольно солидную по возрасту станцию почти на год во время, когда Выборгская еще была закрыта. Во время капитального ремонта произвели замену гидроизоляции, водоотводящих зонтов и освещения наклонного хода. Также отремонтировали вестибюль станции.
Станция была закрыта на ремонт только после открытия 27 мая 2015 года второго вестибюля станции Спортивная с выходом на Васильевский остров, чтобы избежать коллапса на острове. Правда, все равно двух станций и одного входа не хватает и на Василеостровской на вход часто можно видеть пробки из людей.
Елизаровская
Закрывалась с 8 февраля по 29 декабря 2016 года.
Станция открыта 21 декабря 1970 года вместе с Ломоносовской. Закрылась в момент, когда Василеостровская еще была закрыта и по третьей линии от начала до конца можно было проехать в разы быстрее эти четыре месяца. Спустя 46 лет после открытия станцию закрыли на реконструкцию из-за нарушения гидроизоляции наклонного хода и изношенности основных несущих конструкций его чугунной обделки.
В ходе ремонта были установлены новые люминесцентные светильники. Также провели капитальный ремонт эскалаторов, заменили некоторые элементы отделки станции и вестибюля, модернизировали турникеты и системы видеонаблюдения, установили пандусы. В ходе ремонта окна в северном торце вестибюля были заменены на панно.
Перегон между станциями Елизаровская и Площадь Александра Невского имеет длину 3,2 км. Это один из самых длинных в Петербургском метро. Между станциями могла бить минимум одна станция, но от нее отказались.
Лесная
Закрывалась с 28 января по 23 декабря 2017 года
Станция открыта 22 апреля 1975 года вместе с Выборгской. Станция закрывалась в 2017 году уже без каких-то "соседних" закрытий на капитальный ремонт. В ходе него восстановили гидроизоляция наклонного хода, смонтировали новые водоотводящие зонты из композитных материалов с антивандальным покрытием и демонтировали торшеры с балюстрад. освещение в виде офисных ламп перенесли на свод в два ряда. Также провели капитальный ремонт эскалаторов, заменили элементы отделки станции и вестибюля. На открытии станции состоялся концерт из произведений П. И. Чайковского.
Станция известна тем, что 9 лет являлась конечная для северной части первой линии во время ликвидации размыва (1995-2004). От нее до Площади Мужества ходил бесплатный автобус все это время. Я даже один раз как-то ездил, помню, что там все время была толпа. И не представляю как люди с севера города добирались в центр, например, на работу.
Академическая
Закрывалась с 30 июня 2018 года по 1 июля 2019 года.
Станция открыта 31 декабря 1975 года вместе с Политехнической и Площадью Мужества. Закрылась спустя 43 года на капитальный ремонт. В ходе него отремонтировали вестибюль, проводились работы в наклонном ходе, также в нижнем зале эскалаторного наклона светильники оригинальной конструкции заменили на обычные типовые.
Я помню этот ремонт хорошо, так как ездил в Гражданского проспекта на работу. Вроде бы хорошо, что на одну станцию быстрее ехать. Но при этом все жители района ездили в большинстве на Гражданку и на входе часто образовывалась толпа. В общем, я был рад, когда станцию открыли летом 2019 года.
Зенит (Новокрестовская)
Закрывалась со 2 апреля 2020 года по 10 июня 2021 года
Станция открыта перед чемпионатом мира по футболу 26 мая 2018 года. И почти уверен, что, если бы не чемпионат мира, то станцию построили бы лет через 10. Но надо было построить ее быстро, поэтому сделали по принципу "и так сойдет". Она отработала чемпионат мира, потом проработала еще полтора годика и тут "удачно" наступил ковид, в который станцию закрыли на внеплановый ремонт. Во время ремонта ее успели переименовать в Зенит и сделать там ремонт в цветах клуба. Кроме этого, как многие видели, пытались решить проблемы с гидроизоляцией и сделали другие ремонтные работы. В любом случае станция открылась заново к матчам чемпионата Европы по футболу в 2021 году. До конца 2021 года она работала только в выходные и праздничные дни, а также в дни мероприятий на Газпром арене, но с 1 января прошлого года ее открыли на постоянной основе, правда только один вестибюль.
Недавно писал отдельно про станцию метро Зенит, можете прочитать полную историю станции.
Технологический институт
Вестибюль станции Технологический институт-1 закрывался с 6 апреля 2020 по 1 апреля 2022 года.
Первый зал открыт 15 ноября 1955 года в составе первой очереди. А пересадка и второй зал открыты 11 апреля 1961 года. Первая кросс-платформенная пересадка в России и единственная в Санкт-Петербурге. У двух станций единый вестибюль, так что сложно сказать, что был закрыт именно первый. Скорее была закрыт наклонный ход, выход со станции, при этом сам вестибюль работал на половину. Как раз была проведена замена эскалаторов и ремонт наклонного хода. Станция стала первой, в наклонном ходе которой во время ремонта были установлены четыре новых эскалатора вместо трех прежних.
Маяковская
Вестибюль станции закрывался с 9 января по 10 декабря 2021 года
Станция открыта 3 ноября 1967 года вместе с Василеостровской, Гостиным Двором и Площадью Александра Невского-1. Еще одна пересадочная станция, которую не пришлось закрывать полностью, закрыли только вестибюль с выходом на Невский проспект и улицу Марата. Станция закрылась на 11 месяц для капитального ремонта вестибюля и наклонного хода без замены эскалаторов, были проведены работы по ремонту известняковых плит на стенах в торцах платформы. Также для разделения пассажиропотока поменяли схему движения в вестибюле, теперь зайти в него можно было только с Невского проспекта, а выйти только на улицу Марата, раньше войти и выйти можно было через оба входа.
Маяковская - одна из красивейших станций метро Петербурга. Вообще, на мой взгляд, это самый красивый пересадочный узел города, ведь обе станции по своему хороши, что Площадь Восстания, что Маяковская.
Московская
Южный вход станции закрывался с 7 февраля по 26 декабря 2022 года.
Станция открыта 25 декабря 1969 года. Закрытие южного входа ощутили, в первую очередь те, кто едет в аэропорт или из него. Теперь приходилось выходить в город через северный вход, там садится на автобус в аэропорт, для которого сделали там специальную дополнительную остановку.
Во время капитального ремонта в основном ремонтировали подземный переход и зал с турникетами. Появились новые турникеты, тактильно-контактная разметка для слепых и отдельный вход для маломобильных пассажиров. Также отремонтированы эскалаторы.
Пионерская
Закрывалась с 24 июня по 19 августа 2023 года.
Станция открылась вместе с Черной речкой и Удельной 4 ноября 1982 года. Закрылась спустя 41 год всего на два месяца, что уникально для нашего метро. За это время на станции полностью заменили железобетонные плиты перекрытий в зоне турникетов и над механизмами приводов эскалаторов. В остальном ремонт на станции продолжается более длительное время, но без ее закрытия.
За время ремонта пассажиры пользовались соседними Черной речкой, Удельной и Комендантским проспектом. Так как в районе еще есть рядом станции, большого транспортного коллапса не возникло, но некоторые неудобства в любом случае были. Со дня открытия станции прошел почти месяц, я пока еще не был там, но обязательно поделюсь фотографиями из обновленного вестибюля. Правда, вряд ли там что-то сильно поменялось.
Еще не открылись:
Чернышевская
Закрылась 25 октября 2022 года, открытие ожидается в мае 2024 года.
Открыта 1 сентября 1958 года вместе с Площадью Ленина. Закрылась на реконструкцию на полтора года. Не так много станций так надолго закрывались. В ходе нее будут заменены три старых эскалатора в связи с завершением срока эксплуатации. Появятся четыре современных узкобалюстрадных, как, например, на Спасской.
Так как станция находится в центре города, ее закрытие не так сильно влияет на жителей района, конечно, кроме тех, кто рядом с метро живет. Но в любом случае будет интересно посмотреть на обновленные эскалаторы.
Ладожская
Закрылась 4 марта 2023 года, открытие ожидается в феврале 2024 года.
Станция открыта 30 декабря 1985 года вместе с Площадью Александра Невского, Новочеркасской и Проспектом Большевиков. Одна из самых молодых станций, которая закрылась на капитальный ремонт. За 11 месяцев обновят водоотводящие зонты, займутся ликвидацией водопроявлений, обновлением облицовки в вестибюле и усилению несущей конструкции в машинном зале. Также отремонтируют наклонный ход без замены эскалаторов.
Вот закрытие Ладожской, на мой взгляд повлекло проблемы для жителей востока Петербурга. Из района Индустриального проспекта теперь ехать только до Проспекта Большевиков, а там тоже много людей и пробки на входе в час пик. Либо ехать на Новочеркасскую или Площадь Александра Невского, но по пути до второй можно хорошо встать на мосту Александра Невского. В общем, открытия Ладожской, почти уверен, ждут в разы больше, чем открытия Чернышевской.
Недавно нас "порадовали" еще одним списком станций, которые хотят закрыть на ремонт в ближайшие четыре года.
Предлагаю его вашему вниманию:
- Удельная (Январь-февраль 2024 года - январь 2025 года)
- Фрунзенская (Конец 2023 года - 2025 год)
- Парк Победы (2024 - 2025 гг.)
- Озерки (Январь 2025 года - январь 2026 года)
- Вестибюль Технологический институт-2 (2026 год)
- Электросила (2027 год)
- Второй вестибюль Площади Ленина (2027 год)
Закрытие какой станции вы НЕ ждете больше всего? Также жду ваших историй с ранее закрывавшимися станциями. Какие неудобства они вам приносили? Пишите в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обязательно комментируете, стараюсь отвечать всем. Вижу ваши комментарии и буду ещё больше писать, что находится вокруг да около нас.
Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там много интересного и еще больше фотографий и интересных мест.