Найти в Дзене
Анастасия Лобская

Троллинг 80-го левела Виктора Джорбенадзе

Фото: проект "Тбилиси глазами инженера", https://ge.engineer-history.com/easyimage/e/ebcc7727d5ca00d5ae10d1edfbc3b57b.jpg
Фото: проект "Тбилиси глазами инженера", https://ge.engineer-history.com/easyimage/e/ebcc7727d5ca00d5ae10d1edfbc3b57b.jpg

Советская власть угрохала немало сил, чтобы отвадить население от всяких порочных с её точки зрения практик вроде церковных венчаний. Сначала процедуру заключения брака попытались предельно упростить и лишить всякого пафоса. Оказалось, однако, что народ так жить не хочет: брак воспринимался как важная ступень инициации и требовал торжественности. Тогда хитрая власть пошла другим путем: так по всему Союзу стали появляться дворцы бракосочетаний. В патриархальной Грузии, правда, народ все так же продолжал после гражданской церемонии ездить в церковь, и помешать ему не было никакой возможности.

Собор Светицховели, любимое место грузинских молодоженов. Источник: pastvu.com
Собор Светицховели, любимое место грузинских молодоженов. Источник: pastvu.com

В конце 1970х годов строительство Дворца бракосочетаний затеяли и в Тбилиси. Проект достался Виктору Джорбенадзе. Как оказалось, тот был настоящим фрондером и трикстером.

Джорбенадзе с итальянским актером Мастроянни (слева) и армянским режиссером Параджановым (справа)Википедия  site:wiki5.ru
Джорбенадзе с итальянским актером Мастроянни (слева) и армянским режиссером Параджановым (справа)Википедия site:wiki5.ru

Мало того, что он совершенно беззастенчиво вдохновлялся творчеством Ле Корбюзье и Кендзо Танге, светский Дворец бракосочетаний он выстроил как настоящую церковь, с устремляющейся вверх "готической" колокольней и натуральным алтарем, перед которым говорили "да" новобрачные.

Ле Корбюзье. Капелла Роншан
Ле Корбюзье. Капелла Роншан

Еще, говорят, в СССР не было секса. Но в Тбилиси он точно был, и эту метафору, очевидно, заложил Джорбенадзе. Снаружи Дворец - это явный фаллический символ.

-5

Внутри его план напоминает женскую репродуктивную систему. Её архитектор, надо полагать, представлял себе неплохо, ведь его мать была одним из лучших в Грузии акушеров-гинекологов. На входе молодожёнов встречала статуя Диониса - символическое значение этого персонажа не нуждается в комментариях. По слухам, архитектор хотел поставить туда Гермафродита, но это было уже немного слишком.

План Дворца торжественных обрядов.
План Дворца торжественных обрядов.

Бракосочетание Джорбенадзе превратил в барочное театрализованное представление, виртуозно разводя потоки "брачующихся" и их гостей по разным направлениям. Молодожёны заходили по отдельности, через т. н. мужскую и женскую башни (и тут дискриминация - мужская просторная, с видом и балконом, а женская тесная и тёмная).

Вид из "мужской" башни
Вид из "мужской" башни

После церемонии молодлжены попадали на центральную лестницу, откуда открывался потрясающий вид на Тбилиси. А с балконов над алтарной частью их посыпали лепестками роз.

Свадьба в Дворце торжественных обрядов. Источник: pastvu.com
Свадьба в Дворце торжественных обрядов. Источник: pastvu.com
Свадьба в Дворце торжественных обрядов. Источник: pastvu.com
Свадьба в Дворце торжественных обрядов. Источник: pastvu.com

В 1989 проводить церемонии во Дворце перестали, и он медленно разрушался, пока в начале нулевых его не выкупил олигарх Бадри Патаркацишвили. Он оставил более-менее аутентичной верхнюю часть, а в нижней оборудовал себе представительскую штаб-квартиру, не менее постмодернистскую, чем само здание.

"Египетский" бар Барди Патаркацишвили
"Египетский" бар Барди Патаркацишвили