Найти тему
Сказы Истории

Советское «Кровавое воскресенье» в Новочеркасске 2 июня 1962 года

Крови на площади было так много, что, по воспоминаниям очевидца, одна из женщин опустила в лужу крови руки и стала умывать лицо, крича, что там есть кровь и её мужа. Площадь не удалось полностью очистить от крови даже пожарными машинами. Тогда на этом месте положили новый асфальт.

Предыстория вопроса

К началу 1960‑х годов в Советском Союзе сложилась сложная экономическая обстановка, в стране остро ощущался дефицит продуктов питания таких как мясо, молоко, хлеб, растительное масло и крупы. Причины были не только в растущем населении, «железном занавесе», гонке вооружений и космической программе, на которые уходили огромные средства, но и в просчётах в экономике.

Во-первых, неудачей закончилось освоение целинных земель, вследствие не научного подхода к агротехнике, из-за выветривания полей урожаи были низкие.

Во-вторых – расширение посевных площадей под кукурузу привело к сокращению посевов пшеницы и ржи, и в 1961 году Советский Союз впервые закупил зерно за границей.

В-третьих – политика Хрущёва «Догнать и перегнать» Америку по производству мяса и молока привела к тому, что практически во всех хозяйствах для выполнения и перевыполнения плана был пущен под нож племенной молодняк.

В этих условиях в 1961 году была проведена денежная реформа, которая сама по себе всегда означает некоторый отъём денег у населения, но народу было официально объявлено, что в СССР победил социализм.

На самом деле государство понесло огромные финансовые убытки, которые необходимо было компенсировать.

В результате Правительство приняло решение повысить цены на мясо, мясные продукты, масло и молоко. Официально было объявлено, что эти меры вводятся «по просьбе трудящихся» для «финансовой помощи колхозам и совхозам».

Конечно колхозы и совхозы от этого выигрывали, но для миллионов граждан это ударило по личному бюджету. Цены на вышеуказанные продукты взлетели на 30%.

Сообщение в газете «Правда» о повышении цен с 1 июня 1962 года
Сообщение в газете «Правда» о повышении цен с 1 июня 1962 года

Повышение цен вызвало недовольство граждан, в крупных городах: Москве, Ленинграде, Донецке, Киеве, Днепропетровске, Тбилиси, Твери и других прошли стихийные митинги, распространялись листовки антиправительственного содержания.

Положение рабочих в Новочеркасске

Однако особенно болезненно повышение цен сказалось на рабочих Новочеркасска, которым накануне понизили заработную плату. Население города на тот период составляло примерно 140 тысяч человек, из них 12 тысяч работали на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ).

Зарплаты на заводе и так были не высокие, многие рабочие ютились в бараках, не имея возможности снимать квартиры и еле сводили концы с концами.

Отношение со стороны администрации к рабочим было равнодушное, впоследствии в докладных записках КГБ сообщалось, что на НЭВЗ

«администрация бездушно относится к людям, не проявляет заботы о создании нормальных бытовых условий, организации общественного питания, не уделяет внимания вопросам техники безопасности».

Новочеркасский электровозостроительный завод. 1962 год
Новочеркасский электровозостроительный завод. 1962 год

После понижения заработной платы и повышения цен на продукты рабочие договорились объявить забастовку

Начало забастовки

Утром 1 июня рабочие одного из цехов не приступили к обязанностям и потребовали повышение заработной платы и улучшение условий труда, к бастующим присоединились и остальные цеха.

Вскоре на завод приехал директор Борис Курочкин и рабочие начали ему объяснять, что на такую зарплату прожить невозможно и они не могут себе позволить купить мясо, на что директор, вместо того, чтобы успокоить рабочих и пообещать им повышение зарплаты, ответил: «не хватает на мясо, жрите пирожки с ливером».

Рабочие были возмущены, директора освистали, и он с трудом покинул завод на своей машине.

Бастующие в количестве уже четырёх тысяч человек отправились к железной дороге Ростов-Москва и перекрыли её, остановив пассажирский поезд, на локомотиве написали «Хрущёва на мясо», появились другие лозунги – «Хлеба, мяса, масла».

К полудню о забастовке доложили Хрущёву, на совещании с силовыми структурами было принято решение подавить «антисоветский мятеж». Для руководства силами подавления в Новочеркасск выехали члены правительства Фрол Козлов, Анастас Микоян, бывший председатель КГБ Александр Шелепин и председатель Совмина РСФСР Дмитрий Полянский.

Около 16 часов к бастующим прибыло местное ростовское и новочеркасское начальство, среди которых был и Курочкин. Однако их сразу же освистали и забросали различными предметами, после чего им пришлось укрыться в административном здании.

-4

К вечеру к заводу были подтянуты отряды военных и милиции и три БТРа, было произведено несколько арестов.

До полуночи рабочие жгли костры с портретами Хрущёва и других членов правительства, потом многие разошлись, договорившись собраться утром.

2 июня. Расстрел протестующих

Ночью в Новочеркасск вошли танки и войска, которые сразу заняли территорию завода, вытеснив оттуда немногочисленных остававшихся там забастовщиков, все важнейшие объекты города, включая почту, телеграф, радиоузел, горисполком, горком партии, отдел милиции, КГБ и Государственный банк, были взяты под усиленную охрану солдатами.

Утром рабочие пришли на завод и устроили митинг, а затем с красными знамёнами и портретами Ленина направились к зданию горкома в центре города. По пути от завода к центру находился мост через реку Тузлов, там к этому времени уже стоял танки, но рабочие прошли мимо них, их не тронули.

По дороге к бастующим присоединялись сотни горожан, женщины и подростки. У здания горкома толпа начала вести себя агрессивно, била стёкла и старалась проникнуть внутрь здания.

Однако в это время к горкому подошли 50 спецназовцев под командованием генерала Ивана Олешко и встали между зданием и толпой. Толпа попыталась накинуться на солдат и отобрать оружие, но те дали предупредительные выстрелы поверх голов и убили сидящего на дереве подростка.

Разъярённая толпа бросилась на солдат, но в ответ прозвучали автоматные очереди, расстрел на площади продолжался несколько минут после чего на площади остались лежать несколько десятков человек убитыми и раненые.

Очевидцы впоследствии утверждали, что стрелял пулемёт с крыши Горкома.

Последствия трагедии

В тот день в Новочеркасске по официальной версии было убито 26 человек и 87 ранено (скорее всего эти данные не полные).

Сразу после расстрела тела убитых погрузили в машины и увезли в неизвестном направлении, позже станет известно, что 20 человек похоронили в одной братской могиле, остальных подхоронили в чужие неухоженные могилы на разных кладбищах.

Милицейские списки об убитых выглядели так:

«Утром шёл оформляться на другую работу. Сквозное огнестрельное ранение головы. Зевака».

«4 месяца беременности. Травма грудной клетки с повреждением органов грудной клетки. Зевака».

«Травма с повреждением костей черепа и вещества мозга. Зевака».

«Сидел на дереве, упал как груша, стал убегать, упал. Пуля вошла в затылок, вырвала часть лица. Зевака».

«Травма шеи с повреждением крупных сосудов. Убит из автомата. Активный».

Чтобы очистить площадь от крови, подогнали пожарные машины, но следы всё равно оставались, тогда на этом месте положили новый асфальт.

Родственникам отказались выдавать тела убитых и показывать места их захоронения.

В августе состоялся суд, на котором 7 активных участников приговорили к расстрелу, а 103 человека были осуждены на сроки от 2-х до 15 лет. Реабилитированы они были в конце 1980-х годов.