Найти тему

Отличная книга для родителей малышей. Что на самом деле важно успеть до трёх лет?

Оглавление

Став почти год назад мамой, я начала читать много книг о воспитании детей, о детской психологии, о корректном возрастном развитии, о детском здоровье.

На канале у меня есть отдельная подборка о книгах, которые я прочитала. Если вам близка эта тема, посмотрите и поделитесь впечатлениями.

мамские книжки👩‍👧 | Lenny reads | Дзен

Август выдался удачным на "мамские книжки", поэтому вашему вниманию предлагается уже третья книга про детей в этом месяце. Книга, как я уже ранее заметила здесь, в целом, хорошая.

Об авторе

Фото Олеси Малышевой из её канала на Дзене
Фото Олеси Малышевой из её канала на Дзене

Олеся Малышева @razvivaika14 — в первую очередь, мама двух дочерей. Как сама она призналась в книге, именно дети стали для нее импульсом для развития и получения образования в области психологии и педагогики, методики раннего развития.

Не стану говорить о том, что книга глубоко научная или уникальная. Нет, вполне обычная книга о детях раннего возраста, но написана она... по-человечески что ли... Доступным языком, с пояснениями и живыми примерами. Для меня отдельным достоинством является прикладной характер информации: Олеся Александровна Малышева примерно четверть книги отвела под рекомендации практического характера. Иными словами, рядом с теорией чаще всего есть, например, список полезных игрушек, перечень рекомендуемых книг для чтения малышу, варианты игр с детьми.

Фото автора канала
Фото автора канала

Вот таких реально полезных, ориентированных на жизнь сведений мне не хватало в других подобных изданиях. В частности, можете по обложке статьи увидеть, как вдохновила меня автор идеями творческих занятий с ребёнком до года: я после прочтения раздела о пальчиковом рисовании и лепке решилась на покупку известной многим серии развивающих книг "Школа семи гномов". На всякий случай оговорюсь: Олеся Малышева её не рекламирует в своей книге и вообще не упоминает, она лишь указала на плюсы лепки, рисования и т.д. у малышей.

Несколько любопытных идей из книги

Автор многократно подчеркивает важного физического развития детей до 3 лет.

"Чем лучше ребенок развит физически, тем выше его интеллектуальный потенциал".

Возможно, для кого-то этот факт всегда был очевидным, но для меня логика взаимосвязи речи и движения выстроилась именно благодаря этой книге

"... речь развивается через движение, точнее вслед за ним. Ребенок сначала должен оттачивать крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким движениям. B обратном порядке развития не бывает, нельзя перепрыгнуть этапы развития.Вот почему «неговорящие» дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью".

Существенной мне показалась идея о развитии в ребенке самостоятельности, а точнее дифференциации пофигизма и здорового взращивания самостоятельного ребёнка:

"Предоставить ребенку самостоятельность не то же самое, что позволять ему все. Не путайте. Это свобода в рамках определенных ситуаций. Если ребенок что-то может делать сам — пусть делает".

Вопрос дозволенного и запретного тоже довольно хорошо осмыслен. Уже не новая для меня мысль о том, что "нельзя" в жизни ребёнка должно быть не очень много, чтобы малыш понимал важность запрета, расширяется засчет идеи о том, что

"Ребенок должен четко понимать, когда "нельзя" значит нельзя никогда".

Я давно пришла к выводу, что наказания чаще всего неэффективны, и нашла подтверждение этой мысли у автора

"Наказания в раннем возрасте как таковые должны быть сведены к нулю, либо минимизированы".

Далее вполне очевидная вещь:

"Категорически нельзя наказывать в любом возрасте: лишать еды, свободы, родительской любви, физически наказывать и запугивать".

Но в качестве напоминания периодически к ней нужно возвращаться, чтобы понимать, что наказание - это не жёсткое обращение с ребёнком, а воспитательная ограничительная мера.

Центральная идея книги - это, конечно, ответ на вопрос: "Что такое раннее развитие?" Вопреки всеобщему заблуждению, что раннее развитие - это 100 кружков в неделю, образовательная деятельность почти с рождения, иностранные языки и ментальная арифметика в год (утрированно), автор утверждает, что раннее развитие - это среда, способствующая гармоничному восприятию ребёнком тех знаний, умений и навыков, которые ему нужны по возрасту.

Несмотря на то, что подобные мысли я уже видела у Марины Мелия, например,

здесь мне показался данный взгляд более аргументированным и доступным.

"Чем больше заниматься с малышом, тем быстрее он будет развиваться (главное - не перегнуть палку и не делать из малыша вундеркинда). Важно развивать малыша согласно возрасту итего интересам".

Или

"Чем больше ребенок видит, слышит, чем больше он где-то бывает, тем лучше он развивается, у него увеличивается словарный запас и общее интеллектуальное развитие".

Осознанное родительство, согласно аннотации книги, — это не про то, как раствориться в своем ребенке, про качественный и обоюдно интересный совместный досуг, про здоровый сон, про личное время.

Родителям необходимо помнить, что ребенок не преграда, а стимул для развития.

"Дети не просят жертв, не стоит всю жизнь посвящать им, найдите свое увлечение, свое дело помимо ухода за ребенком, чтобы потом не говорить: «Да я ради тебя..» «Я из-за тебя...»".

Это безусловно поддерживает и воодущевляет. Для меня раздел о внимательном отношении мамы к себе вообще стал очень своевременным, потому что я в очередной раз разрывалась между мыслями о том, что из-за работы и учёбы я мало уделяю внимания ребёнку, и о том, что я не успеваю качественно учиться в аспирантуре из-за декрета.

Подводя итог, книгу я рекомендую к прочтению. Исходя из опыта чтения аналогичных изданий, могу сказать, что лично мне она показалась более убедительной, интересной и практикоориентированной.

Однако у меня снова есть вопросы к издательству и работе корректоров и редакторов. Просто приложу фото. Выводы делайте сами. Мне кажется недопустимым такое халатное отношение к правке хорошей книги, ориентированной на родителей малышей.

"Кончено"👍
"Кончено"👍

Первое - самое безобидное...

Интересно, можно ли взглянуть не глазом?🤔
Интересно, можно ли взглянуть не глазом?🤔

Прекрасный пример для отработки правки для студентов-филологов!

Не хотела бы, чтобы мой ребёнок развЕвался...
Не хотела бы, чтобы мой ребёнок развЕвался...

Надеюсь, опечатка...

Склонять можно существительные, прилагательные, местоимения и числительные. Предложения нельзя.
Склонять можно существительные, прилагательные, местоимения и числительные. Предложения нельзя.

Тут я очень мало понимаю, что имеется в виду. Возможно, изменение слов внутри контекста ...

Учувствуют в захвате... то ли чувствуют, то ли участвуют...
Учувствуют в захвате... то ли чувствуют, то ли участвуют...

Претензий к автору книги у меня нет. Опечатки ли это или ошибки, править текст - не её задача, она не имеет филологического образования. Автор предоставила в издательство качественный и интересный материал по раннему развитию. Далее - работа редакторов и корректоров. Они, кстати, указаны в книге...

+ 304 страницы

Благодарю за то, что дочитали!🫶

Какие книги, подобные этой, не оставили вас равнодушными?