В поисках преступного умысла в действиях врачей на волне недовольства родственников «пострадавших пациентов» Следственный комитет запретил экспертизу по делам о «врачебной ошибке» в БСМЭ Минздрава. Следователи столкнулись с валом уголовных дел, экспертиза по которым назначается вплоть до 2030 года.
Не злорадствуем, просто предполагали, что не доведёт до добра потворство сомнениям медицинских невежд в адекватности профессиональных действий медиков, а тем более, поиск преступного умысла там, где его нет и быть не может. И не довело, вышедший прошлой осенью запрет главы Следкома на участие судебно-медицинских экспертов Минздрава в делах о «врачебных ошибках» привёл к завалу делами специалистов Судебно-экспертных центров (СЭЦ) СК.
Адвокаты донесли, что экспертизы по делам назначаются на 2025–2030 годы, доцент Первого меда, юрист Иван Печерей сообщил, «о делах, по которым экспертизы уже назначены на 2025, 2028 и даже 2030 год». Ничего удивительного, в стране недавно открыты всего девять СЭЦ – в каждом АО и в Москве, судебно-медицинские эксперты никогда не выходили из дефицита. Учреждения Минздрава экспертизу не сразу делали не потому, что ленились, по объективным причинам. Чужой опыт – ерунда, свой – сила.
Пять лет назад на совещании в Нацмедпалате генерал Бастрыкин посетовал, что в 90% дел о врачебных ошибках подведомственные Минздраву судмедэксперты не находят вины врачей, родственники теми выводам не довольны, ибо чувствуют вину врача. Сомневающимся в профессионализме врачей и адекватности медпомощи, а также не доверяющим заключениям экспертов Минздрава пациентам и их ходатаям разрешили самостоятельно инициировать обращение в ЦЭС Следкома.
За первое полугодие число заявлений на экспертизу следкомовских экспертов выросло вчетверо. За что боролись, то и получили, а перерабатывать такой спрос штатное расписание не позволяет. Глава профильного Комитета Госдумы Анатолий Выборный рекомендует при «затягивании» экспертизы жаловаться главе Следкома, писать прокурору и в суд, «чтобы установить адекватные сроки для проведения экспертизы».
Конечно, в СК «ведётся работа по увеличению штата судебно-медицинских экспертов с подбором высококвалифицированных кадров», но спецы – не грибы, их готовить даже не пять лет. Адвокатам считающих себя потерпевшими обидно, по «оказанию услуг, не отвечающим безопасности» срок давности 10 лет, боятся не успеть уложиться до выноса приговора.
До суда доходит только каждое 12-ое уголовное дело, не злорадствуем, так не возбуждайте лишних одиннадцать дел. Врачей со студенческой скамьи учат не во всём верить пациентам, а тщательно фильтровать их жалобы на объективность. Не имеющие медицинского образования люди такого могут порассказать про болезни и врачей – писатели-фантасты выпадут в аут.
Узнавайте о всех важнейших изменениях в отечественном здравоохранении раньше всех на портале МирВрача