Недавно посмотрел странный, но достаточно интересный советский фильм. Сюжет более-менее банальный, но очень оригинальное поведение главного персонажа. Подросток Алексей случайно знакомится с девушкой по имени Лиля, она ему нравится, но он всё время застенчиво молчит. Девушке Алексей тоже нравится, и она упорно ждёт от него первого сигнала.
"Может быть, она думает, что я заговорю, скажу что-нибудь весёлое?", - размышляет Алексей во время совместных прогулок. "Поди, ждёт от меня первого слова, вопроса какого-нибудь, чтобы заговорить самой?". А вот и не дождётся.
"Почему же я молчу?" - иногда удивляется Алексей сам себе. Но не находит ответа. Потом перестаёт думать и погружается в неловко, но теперь уже привычное (и в чём-то приятное) молчание. Правда, подводит друг, который наивно пытается помочь Алексею.
"Иду рядом и молчу, как истукан. А он отстаёт нарочно, чтобы оставить нас наедине, а еще друг, называется..."
Гуляя с девушкой, Алексей тщательно анализирует свой внутренний мир, свои мысли и эмоции.
"Молчу. Пусть думает что знакомство с ней мне не так уж и интересно. Подумаешь... Вот дойду до поворота и пойду домой, пусть дальше сама шагает".
Однако эта мысленная угроза не сбывается. Они садятся рядом на скамейку в парке. Алексей вяло задумывается, не заговорить ли с Лялей о футболе, и не пошутить ли? Но не решается ни на то, ни на другое.
Потом Лиля с лёгкой улыбкой смотрит прямо Алексею в лицо, тот смущенно отводит взгляд.
"Почему она меня так рассматривает?" - появляется в сознании парня паническая мысль.
На пятой минуте фильма Алексей придумывает: "надо закурить". Идёт и курит, хотя ему не хочется курить, потом нехотя возвращается.
Снова мучительные взгляды, долгие взгляды друг на друга искоса. И вдруг Алексею приходит гениальная мысль: можно же сбежать! Махнуть через забор и незаметно исчезнуть.
Но после долгой мучительной борьбы не сбегает, продолжает сидеть на скамейке, потом молча провожает девушку до дома. Алексей продолжает мучительно рефлексировать.
"Нет, у меня всё-таки мягкий характер! Теперь она, наверное, смеётся надо мной... Девчонки все жестокие и никогда нас не понимают. Зачем я пришёл сюда?".
И тут происходит конфликт интересов: Алексей несколько раз зажигает спичку, чтобы закурить, но Ляля каждый раз со смехом ловко задувает её.
Обстановка несколько разряжается. "Ну пока, до завтра", - говорит Лиля. Похоже, она заинтересовалась загадочным молчанием парня, и он ей по-прежнему интересен, несмотря на вопиющую пассивность. А ещё ей интересно играть в игру, кто кого перемолчит.
На следующий день - новая прогулка. Алексей и Ляля сидят на скамейке у моря и наконец находят, о чём поговорить. О запахах.
- Хорошо, правда? - спрашивает парень. - Арбузами пахнет.
- И известкой тоже, - добавляет девушка.
Начало положено, наконец-то произошёл первый разговор. Но тут они вспоминают, что можно же просто помолчать. И снова долго молчат, идя вдоль берега.
Затем зрителям показывают ещё несколько молчаливых встреч. Правда, изредка эти встречи разбавляется междометиями и краткими возгласами ("хе-хе!", "а-а"), иногда даже смехом.
А затем происходит ещё более странное событие. Алексей и Лилия мокнут под холодным дождём, парень решает забежать ненадолго в квартиру к родственникам, а девушка оставляет одну на холодной улице. Потом нам долго, несколько минут показывают, как родственники согревают Алексея горячим чаем, моют ему голову. Потом тот все же вспоминает о девушке, её приводят с улицы и согревают.
- Эх, Алёшка, какой же ты бессердечный человек! - ласково говорит тётушка.
Парень с довольным видом тупит взгляд, начинает играть старинная музыка, и все начинают пить горячий чай с бутербродами. Молча.
Следующая встреча в лесу - молодые люди дружно собирают в корзину яблоки. И вдруг Лиля произносит целую речь.
- Алёша, я хочу тебя спросить. Только ты не смотри на меня, и не заглядывай мне в лицо. Алёша, ты целовался когда-нибудь?
- Нет... Ну один раз, в первом классе.
- Знаешь, а я совсем не целовалась. Это, наверное, стыдно. А тебе было стыдно?
- Не особенно.
Впечатлённая богатым опытом парня, Лиля предлагает ему поцеловать себя. Разумеется, тот отказывается.
Идут дальше, иногда обмениваются краткими репликами, но затем спохватываются и снова начинают собирать яблоки.
Навстречу им по тропинке идёт компания каких-то парней. Просят закурить, Алексей зажигает спичку, но её нарочно задувают. Тогда Алексей бросает спички на землю и молча идёт дальше. Впечатлённые храбростью, встречные прохожие пропускают их и идут дальше.
Прогулка длится ещё примерно час.
- Что же ты не целуешь меня, Алёша? - с грустным упреком говорит девушка.
Теперь Алексей понимает намёк, медленно приближается и что касается губами щеки девушки. Она грустно улыбается и слегка обнимает его.
Затем они идут в ресторан и неожиданно для себя заказывают разные дорогие яства. Иногда смеются, но чаще задумчиво молчат, потупив взоры.
Казалось бы, дальше сюжет будет разворачиваться предсказуемо. Начнут жить вместе, появится ребёнок, потом внуки... Но нет.
Воцарившуюся идиллию, шаткое психологическое равновесие, неожиданно нарушает появление высокого блондина на пляже. Этот блондин явно нравится Лиле, и некоторое время они гуляют теперь втроём. Опять молча.
В какой-то момент Алексей понимает, что он третий лишний. Они с Лилей расстаются, а потом она зовёт его проводить себя на вокзал, поскольку собирается уехать с блондином на Крайний Север.
- Ты так вырос, - говорит она Алексею, хотя он нисколько не вырос. - И опять не принёс мне цветы. Ты никогда не дарил мне цветы.
В ответ Алексей опять рефлексирует.
- Это правда, - отвечает он несколько удивлённо, - я не принёс тебе цветы.
Ближе к финалу зрители слышат закадровый комментарий:
"Иногда мне снится Лиля, и я вновь слышу её нежный смех и голос, но это бывает редко, только 4 раза в год. И потом всё это сны, сны, сны, непрошеные сны. Я не хочу снов. Я люблю, когда мне снится музыка".
Как вы думаете, к какому жанру относится этот фильм?
Многим он покажется смешным, хотя это явно не комедия. Драма? Отчасти да, но очень уж оригинальная драма. Романтическая мелодрама? Похоже, но очень уж несуразно ведёт себя главный герой. Чем-то напоминает Нестора Петровича в сериале "Большая перемена", однако Нестор Петрович вёл себя гораздо решительнее.
- Разрешите вами восхищаться! Я без 5 минут кандидат наук.
Нестор Петрович напоминает Алексея лишь некоторыми деталями. Например, после победы Полины на экзаменах (когда та обошла его при поступлении в аспирантуру) Нестор Петрович погрузился в молчание. Однако это было обычно обиженное молчание, а вовсе не принципиальное и не застенчивое.
Фильм "Вас ожидает гражданка Никанорова" - вот где больше общего. Там ветеринар Павел (Борислав Брондуков) знакомится с деревенской женщиной Катей (Наталья Гундарева), и тоже очень часто загадочно молчит. Правда, Кате это очень нравится, и в конце концов она предпочитает именно его. А Лиля всё-таки отвергла Алексея, предпочтя ему высокого пляжного блондина.
Другие похожие фильмы: "Сто дней после детства", "Короткий фильм о любви".
Фильм оставляют после просмотра много вопросов. А может быть, его стоит понимать не буквально? Возможно, образы персонажей - символические? Или здесь показано не что иное, как видение неизвестного человека, его сон?
Или же все персонажи - это лишь субличности, части единого целого, и нам показана внутренняя борьба? И тогда смысл фильма гораздо глубже и сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Если вам нравятся психоделические фильмы, да ещё на романтическую тему, то и "Зелёное и голубое" вам понравится. Да, это не "Вечное сияние чистого разума", не "Малхолланд-драйв" и не "Твин Пикс". Но между ними есть что-то общее, созерцательное.
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Видеокурсы по психологии. Гнев, страх, подсознание