Найти тему
Не хлебом единым

Почему Псалтирь надо читать от первого лица?

Оглавление

Добрый день , дорогие читатели ! Хочу поделиться с вами духовным советом по чтению Псалтири , который я узнала от протоиерея Константина Корепанова из его лекций.

Псалтирь отличается от других библейских книг тем, что представляет собой сборник молитв, обращённых к Богу от первого лица . Именно поэтому ее невозможно читать " просто так" как повествование.

В таинственном смысле Псалтирь представляет собой моление Сына Божьего Иисуса Христа к Своему Отцу.
А раз мы Христовы, то читать Псалтирь нужно именно от первого лица и никак иначе !
Почему так? Потому что главный автор и вдохновитель Псалтири пророк Давид является прародителем Иисуса Христа . И не только прародителем, но и прообразом. Всю жизнь в разных обстоятельствах он искал Бога и пророчествовал о Мессии. И по воле Божией Давид претерпел как страдания, так и славу, похожие на те, что через тысячу лет претерпел Спаситель.
Фото Вероника Пережигина
Фото Вероника Пережигина

Рассмотрим на примерах

Псалом 40.

"Врази́ мо­и́ рѣ́ша мнѣ́ зла́я: когда́ у́мретъ, и поги́бнетъ и́мя его́? И вхожда́­ше ви́дѣти, всу́е глаго́лаше се́рдце его́: собра́ беззако́нiе себѣ́, исхожда́­ше во́нъ и глаго́лаше вку́пѣ. На мя́ шепта́ху вси́ врази́ мо­и́, на мя́ помышля́ху зла́я мнѣ́. Сло́во законопресту́пное воз­ложи́ша на мя́: еда́ спя́й не при­­ложи́тъ воскресну́ти? И́бо человѣ́къ ми́ра мо­его́, на него́же упова́хъ, яды́й хлѣ́бы моя́, воз­вели́чи на мя́ запина́нiе". (Пс.40:6-10)

Евфимий Зигабен (†1118) толкует этот псалом так:

"В конец Давиду. Этот псалом надписывается: «в конец», потому что содержит пророчество, относящееся к концу времен, пророчествуя об отступничестве Иуды. Содержание сего псалма с внешней стороны его есть любовь к нищим, а с таинственной он относится ко Христу, обнищавшему для нашего спасения, как Он Сам показал это в Евангелии Иоанна, сказав Апостолам: не о всех вас говорю, ибо знаю которых Я избрал, но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою (Иоан. 13,18) свидетельство о сем не находится ни в каком месте Писания, кроме настоящего псалма, говорящего: ядущий хлебы мои вознесет на Меня пяту".

Но ведь каждый из нас может быть преданным в жизни? Причем преданным самыми близкими людьми! Так было и с Давидом, так было и с Иисусом Христом . Значит путь исцеления уже проложен! И он открыт в Псалтири!

Как мы видим, псалмопевец излагает всё случившееся с ним Богу. Вот прямо берет и рассказывает все по порядку! Делаем ли мы так? Я - нет. Вот и получается , что мы копим обиды, осуждение, зависть и тому подобные чувства , а потом, мучимые совестью, каемся, но далеко не всегда получаем утешение , потому что по-человечески не выговорились. А ведь тот же отец Иоанн Крестьянкин советовал каждый день садиться перед иконой и просто беседовать с Господом, а потом уже молиться.

Какой же выход из предательства предлагает нам Господь через Давида?

"Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им. Въ се́мъ позна́хъ, я́ко восхотѣ́лъ мя́ еси́, я́ко не воз­ра́дует­ся вра́гъ мо́й о мнѣ́. Мене́ же за незло́бiе прiя́лъ, и утверди́лъ мя́ еси́ предъ Тобо́ю въ вѣ́къ. (Пс.40:12-13)".

-2

Протоиерей Сергий Терновский говорит : И воздам им, не местию, а милостию. Ведь не может же один и тот же человек быть незлобивым и мстительным? Пророк Давид здесь вполне обоснованно говорил о воздаянии врагам, поскольку был царём и имел право наказывать преступников . Но это не личная месть. Господь же Иисус, если применять данные слова к Нему, воздает врагам Своим как праведный Судия, Бог, равный Отцу. Нам же остаётся возложить решение о наказании наших врагов на Бога и помнить, что Спаситель молился:" Отче, прости им, ибо не ведают , что творят ".

Псалтирь дарует истинное утешение

Опять же, при условии, если мы читаем ее от первого лица ! Если мы находим в страданиях автора параллели со своими страданиями. Ведь против Давида бунтовали его собственные дети, его предавали друзья , не слушались жёны, его ненавидели, над ним смеялись, преследовали и не раз хотели убить.

И в этих переживаниях есть важный момент : если все злоключения воспринимать как наказание от Бога за грехи, то можно просто впасть в отчаяние! И это совершенно не по-христиански! Потому что Сын Божий стал Человеком и претерпел все те же страдания и скорби, которые присущи человеку. То есть Он стал одним из нас, будучи безгрешным, понес все наказания на Себе. Но понес по любви, а не по гневу.

Поэтому единственным смыслом страданий христианина остаётся : потому что страдал Христос. Это не означает возвеличивания наших собственных страданий , нет, мы лишь касаемся бездны тех страданий, что претерпел Господь.

Разумеется, при условии , если мы не судим наших обидчиков, не превозносимся над ними.

Просто принимаем страдания как причастность к участи Христа.

Здесь самой лучшей молитвой для нас может стать 21 псалом, который преобразует крестные страдания Христа:

"А́зъ же е́смь че́рвь, а не человѣ́къ, поноше́нiе человѣ́ковъ и уничиже́нiе люді́й. Вси́ ви́дящiи мя́ поруга́шамися, глаго́лаша устна́ми, покива́ша главо́ю: упова́ на Го́спода, да изба́витъ его́, да спасе́тъ его́, я́ко хо́щетъ его́. - вот проходящие мимо распятого Иисуса требуют, чтобы Он сошел с Креста. Так и наши неразумные ближние могут требовать , чтобы мы отказались от веры. В некоторых семьях приход к вере одного члена оборачивается трагедией ...

Я́ко Ты́ еси́ исто́ргiй мя́ изъ чре́ва, упова́нiе мое́ от­ сосцу́ ма́тере мо­ея́. Къ Тебѣ́ при­­ве́рженъ е́смь от­ ложе́снъ, от­ чре́ва ма́тере мо­ея́ Бо́гъ мо́й еси́ Ты́. Да не от­сту́пиши от­ мене́, я́ко ско́рбь бли́зъ, я́ко нѣ́сть помога́яй ми́. Обыдо́ша мя́ телцы́ мно́зи, юнцы́ ту́чнiи одержа́ша мя́: от­верзо́ша на мя́ уста́ своя́, я́ко ле́въ восхища́яй и рыка́яй. Я́ко вода́ излiя́хся, и разсы́пашася вся́ ко́сти моя́: бы́сть се́рдце мое́ я́ко во́скъ та́яй посредѣ́ чре́ва мо­его́. И́зсше я́ко скуде́ль крѣ́пость моя́, и язы́къ мо́й при­­льпе́ горта́ни мо­ему́, и въ пе́рсть сме́рти све́лъ мя́ еси́. Я́ко обыдо́ша мя́ пси́ мно́зи, со́нмъ лука́выхъ одержа́ша мя́: ископа́ша ру́цѣ мо­и́ и но́зѣ мо­и́. - подробное описание Распятия. "Ископаша" здесь значит: пробили руки гвоздями. Но ведь в нашей жизни может наступить момент тяжёлой, возможно смертельной болезни, когда наше состояние можно будет сравнить с распятием...

" Исчето́ша вся́ ко́сти моя́: ті́и же смотри́ша и презрѣ́ша мя́. Раздѣли́ша ри́зы моя́ себѣ́, и о оде́жди мо­е́й мета́ша жре́бiй. - знаменитое пророчество о том, что одежды Христа воины поделили между собой. Бывает, что родственники и даже дети ещё при живом родителе делят наследство. Помнить о том, что у Господа разделили даже одежды (!) возможно будет утешительно и назидательно для страдающего человека , чтобы найти силы простить и не осуждать родственников .

Ты́ же, Го́споди, не удали́ по́мощь твою́ от­ мене́: на заступле́нiе мое́ вонми́. Изба́ви от­ ору́жiя ду́шу мою́, и изъ руки́ пе́сiи единоро́дную мою́. Спаси́ мя от­ у́стъ льво́выхъ, и от­ ро́гъ единоро́жь смире́нiе мое́". (Пс.21:7-22) - а вот и ответ на все страдания - молитва Богу, Который и попустил их претерпеть. Потому что только Он и может дать избавление !

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Видите, какая мудрость! Спаситель, пророк Давид, а вместе с ними и всякий христианин в страдании молится об избавлении, о милости Божией, о своей душе! А участь своих врагов оставляет на Бога . Это не наше дело!

P. S. Великим постом я попробовала применить совет отца Константина и читать Псалтирь от первого лица . В ситуации, в которой вроде бы не виновата, которую просто надо терпеть, но которая вместе с тем приносит боль. И утешение действительно пришло! Именно утешение , а не решение, не избавление от неудобных обстоятельств ( они никуда не делись). Потому что ведь в сущности Господь хочет, чтобы в каждой проблеме мы прибегали к Нему и переживали ее с Ним.

Друзья , а какие псалмы любите вы? Какие приносят вам утешение ? Делитесь в комментариях !