Найти тему

Как разглядеть жемчужину среди навозной кучи... - уникальный Тадж-Махал в Индии

Есть такой мультик - "Алладин". Он жил в городе Аграба. Изумительный мультик. И мультяшный герой на фоне прекрасного мультяшного города.... Смешно конечно, но почему-то настоящая индийская Агра всегда ассоциировалась у меня с мультяшной арабской Аграбой. Видимо, из-за схожести названий... Вы себе даже представить не можете уровень моего разочарования... Конечно же, Агра - это не выдуманная и нарисованная диснеевскими мультипликаторами Аграба... Но это вообще - очень странное и очень жуткое место. Начнем с этого. Города я не видела вообще... Я видела какое-то сплочение грязных, полуразвалившихся хибарок, домишек, хижин, заваленных мусорными кучами аж под самые крыши... Я видела пыльную грязную улицу, на обочинах которых живут индийцы целыми семьями в шалашах или просто под навесом. И абсолютно пустым малоосмысленным взглядом эти люди, взрослые и дети, провожают туда-сюда машины, моторикши, скутеры... Проехать не возможно - люди в грязной одежде, полуголые индианки, с куском юбки на головах, грязные, почти обнаженные дети бросаются прямо под колеса - они даже не смотрят в стороны, просто стоят, сидят, лежат на проезжей части и не хотя отодвигаются, когда реально объехать их невозможно. Так же стоят и бесчисленные коровы - среди людей, на проезжей части, среди смрада и мусора, облепленные мухами,. Но эти не двигаются совсем. Заторы жуткие, зной дикий, шум колоссальный от гудков и криков рикшей. При подъезде к городу среди этого ада вырисовываются более-менее приличные двух-трех этажные здания гостиниц. Все чаще и чаще они появляются ближе к центру - понимаешь, что ведь на самом-то деле ты находишься в туристической мекке... Но выходить из машины совсем не хочется, смотреть в окно - не хочется. Честно - у меня было лишь одно желание: закрыть глаза и уши.

С трудом доехали до конечной цели. Со стороны города мавзолей не видно. И при въезде даже трудно понять, что это то самое, знаковое место, которое ассоциируется с Индией почти у всего человечества... Толпы людей... Встречаются иностранцы... Все идут куда-то, толпятся, кучкуются. Пробились к парковке... Машин тоже много. Все хаотично: пыльное поле, мусор, мусор, мусор... Он под ногами везде, даже здесь, на территории уникальнейшего музейного комплекса с мировым значением и именем...Нет ни клумб, ни скамеек, ни дорожек, ни ограждений... Есть только толпа, мусор и индийский хаос... При этом, задумайтесь на секунду: Тадж-Махал внесен в список Всемирного наследия Юнеско как "жемчужина мусульманского искусства в Индии и является одним из шедевров всемирного наследия, вызывающих всеобщее восхищение". Привлекает 7-8 миллионов посетителей в год и в 2007 году он был объявлен победителем инициативы "Новые 7 чудес света".

От въезда на территорию к самому храмовому комплексу и к кассам, где сперва надо купить билет, курсируют небольшие туристические машинки, преодолевающие расстояние не более километра по асфальтированной дороге. По обочинам - в основном сувенирные магазины. Пошли пешком, потому что сесть на эту машинку не реально - индийцы, как пчелы на мед, слетаются толпой, не соблюдая никакой очереди, атакуют их, отталкивая друг друга. Ту же завязывается ругань и почти драка среди всех желающих прокатиться. Смотреть на это смешно и грустно. А по пути вас атакуют гиды - предлагают свои услуги.

Главные ворота
Главные ворота

В кассах очередь... Билеты для иностранцев, как водится в Индии, раз в 5-10 выше по стоимости. Проносить с собой ничего нельзя: ни еды, ни воды. Досмотр на входе как аэропорту. Женщины в одну сторону, мужчины в другую - через металлоискатель, все сумки на ленту через сканер.

-3

Наконец-то вы на территории самого узнаваемого, самого известного, самого прекрасного мавзолея в мире одна история постройки которого вызывает дрожь, умиление и невероятные эмоции. Гида, конечно же, хорошо бы взять - с русским языком не попадались, но если вы хорошо понимаете английский, то проблем не будет. Гид выполняет роль не только рассказчика - он еще и проводит вас везде без очередей, ловко расталкивая локтями впереди идущих. Оказывается это нормально - пихать и расталкивать людей со своего пути - реакция нулевая. Видимо индийцы привыкли... Сперва было неловко - стояли бы в очереди и стояли, как все, ничем ведь не лучше. Но гиду стоять некогда - поэтому он ни с кем не церемонится. Вторая польза от него - он вас фотографирует. Причем он ставит вас так, чтобы получались правильные виды, и разгоняет всех тех, кто позади вас эти виды портит. Честно признаюсь - гид был полезнее больше даже не своим рассказом, сколько своим участием в разгоне толпы вокруг "его" туристов. Ну и походу, конечно, рот его не закрывается: кто и зачем построил. Как строили. Сколько потратили: и денег, и сил, и людей. Как водится, храм был построен на костях строителей, чтобы потом он оберегал кости уже своих именитых заказчиков: Тадж-Махал - это в первую очередь усыпальница, гробница, а потом уже действующая мечеть.

-4

Настоящее название - Тадж Биби-как-Рауза, что значит «место погребения царицы сердца». Внутри мавзолея расположены две гробницы  (обе - не настоящие. Ибо настоящие саркофаги с телами располагаются гораздо ниже и глубже ) — шаха и его жены, которая умерла при родах аж четырнадцатого ребенка и о которой вряд ли бы кто когда вообще вспомнил, ибо была она ничем не примечательна, если бы не этот мавзолей в ее честь.

Фальшивые гробницы
Фальшивые гробницы

Шах, по всей видимости, действительно обладал большим сердцем и невероятными богатствами, ибо построить столь великолепное и грандиозное здание в честь любимой, утраченной жены - это невероятное событие, на столетия увековечившее как имя самого шаха так и имя его возлюбленной. Все здание выполнено из уникального белого мрамора и буквально усыпано полудрагоценными камнями: аметист, лазурит, хрусталь, нефрит, яшма, бирюза. Всего было инкрустировано 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней. Смотришь на стены и кажется что они реально пропускают свет, солнечный или лунный, - столь удивительна структура мрамора. Сложно представить себе как выглядело это здание несколько столетии назад - ведь мрамор желтеет, впитывает в себя грязь и смог, его регулярно отмывают, но все же... И снаружи, и внутри все стены расписаны тончайшей каллиграфией, украшены кружевом резьбы. Каллиграфия на больших воротах гласит: "О Душа, ты в покое. Возвращайтесь к Господу в мире с Ним, и Он в мире с вами".

-6

По бокам гробницы стоят четыре минарета, причем все четыре специально наклонены в противоположные стороны от центра - если вдруг будут падать, чтобы не повредили мавзолей. С левой и правой стороны от усыпальницы стоят два одинаковых здания из красного песчаника: с левой стороны - мечеть. С правой - гостевой дом. На их фоне мавзолей как настоящая жемчужина... Редчайшая драгоценность, созданная человеческими руками во имя настоящей любви мужчины к женщине. Действительно - это шедевр, который стоит увидеть.

-7

Из рассказа гида запомнились два удивительные момента: первый - это когда он попросил нас посчитать "зефирки" на крыше главных ворот на территорию райского сада - на самом деле их не 11, а 22... Только созданы они так, что увидеть оба ряда этих "зефирок" можно лишь с одной единственной точки на территории комплекса.

И вторая загадка - это когда он попросил посчитать сколько углов на колоннах фасадов мавзолея... Представляете - нисколько! Они ровные, круглые. Только рисунок выполнен так, что визуально кажется , что колонна многоугольная.

На колоне справа углов нет!
На колоне справа углов нет!

Возвращаться в город не хотелось...Словно из рая вернуться в ад... Но гид уже вел нас обратно через сад, который сегодня выглядит весьма просто: симметричный, без ярких цветов, без красок. Ранние описания сада описывают его изобилие растительности, включая розы, нарциссы, фруктовые деревья. По мере того, как империя Великих Моголов приходила в упадок, уход за садом также приходил в упадок. Когда британцы взяли на себя управление Тадж-Махалом, они изменили ландшафт, чтобы он напоминал официальные газоны Лондона. Сейчас сад так и выглядит - поле, трава. Никакой восточной роскоши, никакого шика. Особых эмоций не вызывает. Вышли в ворота с загадочными зефирками... Вернулись к машине. Вернулись в реальность - грустную, отвратительную, отталкивающую... Опять мусор, коровы, немытые люди... Но закрываешь глаза и перед тобой белая стена мрамора, наполненная солнцем, который изливает уникальный свет на загаженный людьми мир словно это душа несчастной молодой женщины, умершей от кровотечения при рождении своего ребенка на руках любимого и любящего мужа.

-10