Рассмотрите внимательно старую фотографию ниже: на ней две улыбчивые симпатичные девушки. Одна из них, Валентина Олешко, навсегда войдет в историю. Сначала, в качестве предателя, затем как герой. Может быть, и измена Родине, но во имя добра…
У Валентины могла быть семья и дети, но Великая Отечественная война повлияла на ее судьбу. Пришлось думать больше о счастье других, чем о собственном благополучии. Жизнь разведчицы Красной Армии трагически оборвалась в 1943 году.
Стремление к Победе
С первых дней войны Валентина Иосифовна Олешко рвалась на фронт. Учитывая ее активную позицию, девушку зачислили в специальную школу НКВД. Здесь новобранцев обучали тонкостям разведки и диверсии. К 1942 году Валентина успела накопить опыт, поработать в тылу.
В скором времени руководство доверило группе Олешко особо опасно задание. Надо было попасть на территорию Гатчинского района, находившегося в оккупации. Не привлекая внимание, попытаться разузнать планы врага.
Провал операции
Операция была обречена на провал, поскольку предатели нашлись и среди своих. Так, информация о боевых задачах советской разведки была «слита» немцам. Вражеская контрразведка легко взяла в плен отряд парашютистов во главе с Олешко. Их просто ждали в уловленном месте.
После выброски в заданный квадрат разведчиков из самолета на парашютах, их встретил отряд «партизан». Никаких подозрений «партизаны» не вызвали: встречавшие правильно сказали отзыв на пароль, прекрасно говорили на русском.
Но в ту же минуту они захватили разведгруппу, не успевшую даже вытащить оружие, и привезли в деревню Лапмово, где базировался штаб 18-й армии Вермахта.
Разведчикам подарили жизнь и свободу в обмен на работу в качестве двойного агента. Нельзя утверждать, что группа Олешко была завербована. Их продержали две недели и отпустили с условием не покидать оккупированную территорию. Передвигаться можно было, используя спецпропуска. Так сказать дали немного самостоятельности и решили выждать.
Попытка выкрасть папку и майора
Там Валентина вместе с подругой Еленой Мекеровой, думая, как выбраться, решили захватить в плен начальника контрразведки, забрать документацию и пробираться к своим, настоящим партизанам.
Девушки не сдались, много думали и общались с боевыми товарищами. Общими усилиями они разработали план по захвату в плен немецкого майора фон Барда. Этот начальник армейского отделения Абвера мог много чего полезного рассказать советскому руководству. Для достижения главной цели сперва надо было выкрасть секретные документы. В них перечислялись агенты Ленинградской области.
Захват в плен предполагал уничтожение нескольких высокопоставленных офицеров, но без насилия было не обойтись. Валентина даже установила связь с советскими разведчиками в Нарве, но все равно не смогла осуществить свои планы.
Предатели среди военнопленных рассказали немцам о всех задачах группы Олешко. Девушки не успели ничего предпринять, так как после допроса их безжалостно расстреляли. А расстрел производил тот самый разведчик-предатель по фамилии то ли Клочков, то ли Клыков. Об этом рассказал тоже предатель, некто Разутов, отсидевший 10 лет в лагерях - его Борис Гусев нашел по архивным данным.
Наказали мать
В этой истории самое большое незаслуженное наказание понесла мать Валентины. Мало того, что она в 1943 году получила похоронку на мужа, так еще Галине Семеновне до конца своих дней пришлось жить с клеймом «матери предательницы». От такого статуса было горестно, больно и стыдно. В 1973 году женщины не стало, а через два месяца после ее смерти наконец-то появилось опровержение.
Повесть Бориса Гусева «Подвиг разведчицы» опубликовали в газете «Известия». Из повести стало понятно, что Валентина Олешко на самом деле настоящий герой, а не предатель. «Подвиг разведчицы» не художественный вымысел, а хроника судьбы талантливой девушки и ее группы. Текст содержит документы, выписки из допросов.
Справедливость все-таки есть
Гусев восстановил честное имя Валентины и повлиял на мнение масс. В дальнейшем разведчицу наградили Орденом Красной звезды, а в 1975 году честь ее фамилии назвали космическое тело.
Правая рука у нее висела плетью, девушка с трудом стояла, покачивалась. Немецкий майор распорядился дать девушке чашку кофе, а потом обратился к Вале: «Полное раскаяние – подарю жизнь. Идет?». Она ответила: «Нет!». Он обошел каждого с таким вопросом. Всех, кто ответил отрицательно, тут же вывели на берег и расстреляли.
(из книги Бориса Гусева)