Найти тему
АиФ – Урал

От семечки до табуретки. Как уралец развивает таежное крестьянство

Оглавление
   Жизнь таёжного крестьянина связана с лесом.
Жизнь таёжного крестьянина связана с лесом.

Житель посёлка Атымья городского округа Пелым, основатель «Школы таёжного крестьянства» Яков Кузнецов уверен, что есть люди, для которых жизнь «в асфальте» – стресс. И он готов помочь им обосноваться в сельской местности и найти общий язык с природой. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Тайга – дом родной

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Яков, для большинства людей тайга – это что-то далёкое, загадочное, отчасти даже пугающее. А для вас?

Яков Кузнецов: – Для меня тайга – дом родной, я коренной житель этих мест, которые, независимо от административного деления, называю Северным Зауральем. Это большая площадь между Уральским хребтом и рекой Обь, здесь граничат Свердловская область и Ханты-Мансийский округ.

У меня никогда не было попыток отсюда уехать, наоборот, если судьба меня куда-то забрасывала, всегда стремился вернуться. Всегда должен был быть здесь. Даже не могу объяснить почему, это внутреннее состояние. В 80-х годах я был студентом строительного техникума, и в каждой тетрадке на последней странице у меня был рисунок – родной дом. Этот дом моих родителей стоит в Атымье и сейчас.

Кстати, Атымья с мансий­ского переводится как сладкая, ароматная, вкусная река. Раньше в посёлке был леспромхоз и около двух тысяч жителей, но в 90-е годы прошлого века всё рухнуло и сегодня здесь проживает только несколько сотен человек.

– Вы изо всех сил пытаетесь вдохнуть в посёлок жизнь. Искренне верите, что столь отдалённая территория имеет перспективы развития?

– Я верю, что есть люди, для которых жизнь «в асфальте» – это стресс. И которые хотят попасть в иную среду, где смогут своим трудом добиться того уровня комфорта, который был у них в городе (к слову, наш посёлок газифицирован), при этом наслаждаться тишиной, общением с природой и использовать тот ресурс, те возможности, которые есть у этой территории. К примеру, я для себя понял, что хочу работать в лесу, и в 45 лет поступил в Лесотехнический университет. Я фактически создал себе рабочее место. А мой брат продолжает наше семейное дело – столярное ремесло. Вообще, проблем с работой нет, многие жители посёлка ездят в Пелым, где находится представительство крупной энергетической компании.

И потом не надо забывать про тот ресурс, который буквально под ногами: охотничьи угодья, грибы, ягоды, рыбалка, кедровый орех... Это дополняет наш образ жизни возможностью не только обеспечивать себя пропитанием, но ещё и отдыхать в лесу. Мне лично всё это очень нравится.

Но самое главное, что у меня душа болит за родную землю, поэтому я пытаюсь наполнить жизнь здесь новыми смыслами, сделать её интересной, привлекательной. Сегодня люди тянутся к природе, и многие хотели бы перебраться из города в сельскую местность. Думаю, свою роль здесь сыграла пандемия, когда все поняли преимущества жизни вне города, тем более что современное развитие технологий позволяет иметь все блага городской жизни и в сельской местности. Я вот честно скажу: всех сложностей, ограничений, вызванных пандемией, я здесь вообще не почувствовал.

От семечка до табуретки

– «Школа таёжного кресть­янства» как раз для людей, готовых к переменам?

– По сути, да. Я готов поделиться своим опытом с теми, кто готов сюда перебраться, но не обладает необходимым опытом, не имеет практики для того, чтобы здесь хорошо себя чувствовать. Строго говоря, это история от семечка шишки до какого-то изделия из дерева, той же табуретки, например. Человек должен понимать, как происходит этот процесс, чтобы пользоваться этим ресурсом.

   Кологодные праздники объединяют жителей посёлка. Фото: Из личного архива
Кологодные праздники объединяют жителей посёлка. Фото: Из личного архива

Дело в том, что жизнь в таёжной деревни имеет свои особенности. К примеру, она подразумевает сбор дикоросов, заготовку дров, проведение рубок ухода в лесу и так далее. То есть жизнь таёжного крестьянина связана не с полем, а с лесом, в самом широком смысле слова. И всеми навыками, знаниями, ремёслами, которыми мы владеем, мы готовы поделиться. Как готовы и научить людей выживать в тайге, благополучно выходить из экстремальных ситуаций.

– Как вообще получилось, что вы занялись развитием посёлка?

– Я плотно занимался развитием своего хозяйства, а потом переключился на весь посёлок, осознав, что нельзя замыкаться только на себе, нужно помогать развиваться всей территории, на которой ты живёшь. Будущее ведь зависит только от нас.Я не планирую делать из посёлка Атымья точку массового туризма, сюда будут приезжать люди, которых сам позову. Они будут участвовать в моих проектах, помогать мест­ным жителям развивать свою территорию. И эта команда будет «заражать» местных жителей, чтобы они тоже думали о родном месте, о том, что тебя окружает. Первые шаги мы уже делаем. Скажем, в этом году мы провели на поселковом кладбище субботник – убрали мусор, который копился там больше 50 лет. И люди выразили желание продолжить – там ещё есть над чем работать. Знаете, я понял, что не нужно людям причинять добро, в первую очередь необходимо спрашивать, что им действительно необходимо. Вот на уборку кладбища был запрос, и совместными усилиями всё получилось.

Зарядиться энергией

– На праздники, которые вы проводите, тоже был запрос?

– Я бы так не сказал, но в советское время в посёлке проводились праздники, тот же День молодёжи, например. Я же решил поменять формат и провожу кологодные праздники: Комоедицу (Масленицу), Купалу, Коляду, Таусень (праздник урожая). И дети, и взрослые с удовольствием в них участвуют, заряжаются энергией, становятся ближе друг к другу. Во всяком случае, таких впечатлений, как от плясок у костра, хороводов, древних обрядов, на городских гуляньях точно не получить.

История наших кологодных праздников началась с того, что как-то я пришёл в местный Дом культуры и предложил походить, поколядовать. Жители посёлка, конечно, удивлялись, но восприняли это благожелательно. А потом – это было в 2016 году – мы устроили массовую Комоедицу: с игрищами, хороводами, угощеньем. И так всем понравилось: «Давайте ещё что-нибудь проведём!» Летом провели Купалу, потом, осенью, Таусень... С тех пор по кругу четыре раза в год праздники и проходят, исключая, понятно, период пандемии, когда массовые мероприятия были запрещены. А в этом году особый противопожарный режим подкосил Купалу, которую мы решили не проводить, по­скольку костры были запрещены. Так что сейчас вся надежда на сентябрьский праздник урожая.

А вообще, что касается празд­ников, то со временем я хочу отойти в сторонку, поскольку они уже стали гармоничной составляющей жизни посёлка. Займусь другими проектами, в том числе хочу открыть в Атымье музей леса.

– Экспонаты, надо полагать, для него уже есть?

– Мы с братом собрали коллекцию, связанную с историей посёлка, с процессом, о котором я говорил: от семечка шишки до изделия. Она уже демонстрировалась в музее посёлка Пелым, в Ивделе и в Югорске. Мы выставляем документы, книги о лесе, деревообрабатывающие инструменты – те, которыми работал наш отец и мы вместе с ним. Кроме того, есть экс­понаты, связанные с лесным хозяйством, снаряжение, материалы и изделия из дерева и так далее. Знаете, существует такое выражение: «Если вы недовольны местом, которое занимаете, смените его. Вы же не дерево!» Это неверное сравнение. На самом деле, дерево совершает долгий путь, и этот путь прослеживается в нашей выставке. Кроме того, мы рассказываем о жизни людей, связанных с лесом, с деревообработкой, о жизни таёжных крестьян.

– В одной из социальных сетей вы отметили любимую цитату: «Гением может стать человек, узнавший своё предназначение». Каково ваше предназначение?

– Я, по сути, учёный, экспериментатор, который пытается улучшить жизнь окружающих с помощью своих идей, пытается открыть для них новые горизонты.

– Один в поле воин?

– Да, если он по-русски скроен и с ним Бог.