Найти тему
РБК

Россия потеснила США в поставках сырья для крабовых палочек в Азию

Рост потребительской экономии в странах Азии привел к тому, что в ряде стран США начали уступать позиции России по продажам сурими — сырья, которое используется для изготовления крабовых палочек. Об этом сообщила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в опубликованном в августе отчете, посвященном рынку белой рыбы, с которым ознакомился РБК.

В 2022 году спрос на сурими и цены на эту продукцию были высокими. Но в этом году цена и спрос на минтаевое сурими были «вялыми». По данным ФАО, продажи сурими на европейском и азиатском рынках в первом квартале 2023 года упали почти на 10% и маржа производителей стала меньше.

Причина снижения спроса в том, что потребители все больше сокращают расходы на продукты не первой необходимости, и сурими — один из тех видов товаров, которые страдают от этого, отмечает ФАО. Это, в свою очередь, привело к тому, что часть покупателей переориентировались на более дешевую российскую продукцию: «Цены на сурими падают, а русские могут производить его с меньшими затратами, чем американцы. Покупателей в Азии, похоже, не волнует, у кого они покупают, лишь бы цена была низкой, а качество приемлемым», — говорится в отчете ФАО.

Почему в Азии популярен фарш из минтая

Сурими — это фарш из минтая, который служит основным компонентом для крабовых палочек. Помимо этого, паста сурими используется для производства широкой линейки рыбопродукции — рыбных фрикаделек, имитаций, сушенных снеков и других продуктов, отмечают в Ассоциации добытчиков минтая. Основную долю мирового рынка сурими, который индийско-американская консалтинговая компания Grand View Research оценивала по итогам 2022 года в $3,78 млрд, занимает продукция из тропических или тепловодных видов рыб (ее доля доходит до 70%). Но больше всего на мировом рынке ценится сурими из белой рыбы, добытой в холодных водах, — особенно из минтая.

Потребление сурими широко распространено в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причина — в его доступности, универсальности и вкусе, поясняется в исследовании канадско-индийской исследовательской компании Vision Research Reports. Во многих частях Азии морепродукты — базовый продукт питания и основная часть местной кухни. Замороженный сурими, в отличие от свежих морепродуктов, имеет более длительный срок хранения — это делает его удобным и доступным продуктом для потребителей. Продукты на основе сурими, такие как рыбные шарики, крабовые палочки и камабоко (традиционное японское блюдо из белой рыбы), обычно употребляются в качестве закусок или добавляются в блюда в качестве источника белка.

Россия и США — крупнейшие добытчики минтая в мире, которые выступают основными конкурентами друг другу в этом сегменте, напоминает президент ВАРПЭ Герман Зверев. На эти две страны приходится 95% мирового вылова и производства минтая, при этом оба государства поставляют большую часть продукции на экспорт, конкурируя между собой за рынки сбыта, добавляют в ВАРПЭ.

В 2022 году Россия добыла 1,9 млн т минтая, а США — 1,3 млн т. По итогам прошлого года российские рыбопромышленники уже смогли впервые за историю наблюдений с начала 2000-х годов обогнать США в сегменте производства филе минтая, отмечают в Росрыболовстве: отечественное производство выросло на 16,8% — до 139 тыс. т. Производство сурими в России также растет. По данным Росстата, которые приводит ведомство, в первом полугодии 2023 года производство мороженого рыбного фарша и прочего мяса рыбы превысило уровень предыдущего года на 24% и составило 52 тыс. т. Это позволяет не только обеспечить продукцией внутренний рынок, но и эффективно развивать экспорт: среди азиатских стран основные покупатели — Китай, Южная Корея и Япония, добавляют в Росрыболовстве.

Серийное производство сурими российские рыбаки наладили только в 2021 году, напоминает Зверев. Пока объемы производства в России отстают от американских, но темпы прироста производства более заметные. По прогнозу ФАО, производство минтаевого сурими в США по итогам 2023 года увеличится на 16% относительно прошлого года — до 187 тыс. т. В России производство по итогам 2023 года может достичь 50–60 тыс. т, прогнозирует Зверев — это почти в два раза больше, чем годом ранее (28 тыс. т). «Долгие годы США были крупнейшим производителем минтаевого сурими, но теперь Россия их догоняет», — констатирует эксперт.

Цены на сурими, который Россия поставляет на экспорт, по словам Зверева, действительно более конкурентные по сравнению с американскими. Например, средняя цена поставляемых в Китай российского фарша и сурими из минтая в первом полугодии 2023 года составила около $2,1 тыс. за тонну. Это почти в два раза дешевле, чем стоит аналогичная американская продукция, — около $4,1 за тонну, констатирует президент ВАРПЭ. Средняя стоимость 1 т российского сурими при поставках в Южную Корею в январе—июне была на уровне $2,1 тыс., в Японию — $2,9 тыс., в то время как у США цены были на уровне $3,7 и $3,2 тыс. соответственно.

В результате в первом полугодии 2023 года Россия смогла значительно нарастить экспорт сурими в Китай и Южную Корею, отмечает Зверев. Так, поставки российского мяса минтая, включая сурими, в Китай выросли в 102 раза по сравнению с первым полугодием 2022-го и достигли 8,9 тыс. т. Поставки в Южную Корею выросли почти в 3,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,1 тыс. т. У США экспорт сурими в эти страны снизился, продолжает Зверев: в Южную Корея — в 1,5 раза (до 7,3 тыс. т), а в Китай — почти в 1,8 раза (до 1,8 тыс. т).

Исключением стала Япония, в которую экспорт российского сурими (как и остальной рыбной продукции) в первом полугодии 2023-го снизился год к году почти на 14% — до 5,4 тыс. т. Американцы же на 11% увеличили поставки в Японию (до почти 37,3 тыс. т).

«Сейчас ситуация на экспортных рынках сложная, в том числе из-за снижения цен на все виды российской минтаевой продукции, которое происходит на фоне роста вылова и производства и проблем на конечных рынках сбыта. Кроме того, российский минтай отпускается на мировых рынках с «санкционным дисконтом», — сетует президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

По его словам, более низкие цены на российское сурими в сравнении с американским — это вынужденная мера. С одной стороны, слабый рубль делает российскую продукцию более конкурентоспособной на экспортных рынках, а более короткое логистическое плечо позволяет поставлять продукцию в страны Юго-Восточной Азии с некоторой экономией, рассуждает эксперт. С другой — эксплуатационные и производственные издержки предприятий растут, и у российских предприятий тоже падает рентабельность, но они вынуждены удерживать более конкурентоспособную цену.

Умер бывший руководитель администрации президента Сергей ФилатовКиев назвал возможные уступки России «геостратегическим фиаско Запада»Армия маршала Хафтара атаковала повстанцев Чада после визита из Москвы