Найти тему
Сценарист.ру

Почему режиссеру так важно уметь писать сценарии самому?

С детства моей страстью было написание рассказов, очерков и даже пьес. Когда я поступала на режиссерский факультет Британской Академии Искусств, я и представить не могла, насколько сильно мое тогда еще хобби поможет сформировать мое уникальное режиссерское видение, а еще будет обеспечивать меня финансово.

Режиссер – это специалист, который ответственен за воплощение сценария на экране. Это тот человек, который превращает текст в аудиовизуальное произведение и берет на себя ответственность за его реализацию. Сценарист же – творец, который из необъятной, витающей в воздухе идеи создает историю. Грамотно написанный сценарий колоссально влияет на работу не только режиссера, но и других специалистов: оператора, звукорежиссера, художника, гаффера, гримера и остальных представителей цехов.

Как говорил великий режиссер Альфред Хичкок: "Самое главное в кино — это сценарий, сценарий и ещё раз сценарий". И я полностью согласна с этим. Без цельной зафиксированной и структурированной истории режиссеру с трудом удастся донести до зрителя замысел. Но умение работать со сценарием и понимать процесс его создания, по-моему, должен уметь каждый режиссер, и эта база знаний, должна закладываться в любом кинообразовательном учреждении.

Чтобы внятно донести до зрителя историю, режиссер пользуется определенными инструментами, задействуя актерскую игру, атмосферу и звуковое сопровождение, движение камеры, освещение и декорации. Фактически теми же инструментами пользуется и сценарист – создает необходимую тональность и выбирает нужный язык повествования. Однако режиссер это воплощает вне бумаги. И, если он не может придумывать идеи и формировать их в сценарии, то на мой взгляд, такой режиссер не умеет рассказывать истории. Работая со сценарием и понимая его законы, режиссер преобразует сюжет в монтажно сочетающиеся между собой кадры, чтобы дальше кино родилось на монтаже.

Когда на втором курсе обучения режиссуре у нас появились мастер-классы по сценарному мастерству, я поняла, что сценарист – святой человек, который на длительное время отказывается от своей жизни в пользу придуманной реальности и созданных персонажей. Он буквально «рождает» новых, незнакомых ему людей в своей голове, а затем становится наблюдателем за похожими личностями в нашем мире. Это пересекается с работой режиссера, которому нужно донести внятные задачи по каждой сцене для актеров, чтобы они смогли воплотить его видение. Режиссер вкладывает свой ресурс в специалистов, которые работают с ним на площадке, в то время как сценарист визуализирует сюжеты и замыслы в пределах сценария.

Почему же сценарист тогда не может быть режиссером, если он, как никто другой, знает свой сценарий? Как говорил мой преподаватель: "Сценаристы – нежные создания с ранимой душой, их нельзя травмировать, их нужно беречь и защищать. Их голова – святой неиссякаемый источник новых идей". Режиссеров же нужно закалять, они должны уметь выбираться из сложных ситуаций, идти на риск и брать на себя ответственность. Они гаранты безопасного творчества для актеров, которые, в свою очередь, ответственны за реализацию режиссерских замыслов. Режиссер ведет за собой, он лидер кинопроизводства. Ему нельзя проявлять слабость, поскольку в него верит вся команда и доверяет его видению.

Способность режиссера писать сценарии самостоятельно также помогает и в экономии бюджета, который зачастую бывает и без того ограниченным. А хорошие сценарии стоят дорого. Еще одной причиной служит и трудность в нахождении близкого для режиссера материала, который откликнется в его сердце. Режиссер-сценарист имеет возможность самостоятельно реализовать свой истинный взгляд на ту или иную историю, и воплотить ее в кинокартину. Зачастую реализоваться в сценарном ремесле немного проще, нежели в режиссуре. В нашем мире текстовая информация в различных вариациях имеет большой спрос, за это хорошо платят. Режиссерскую профессию чаще недооценивают ввиду огромной конкуренции, влияния уже известных режиссеров и отсутствия опыта у молодых режиссеров.

Поэтому, на мой взгляд, если начинающий режиссер укрепит свои навыки в сценарной деятельности, он без труда научится реализовывать свои замыслы на площадке.

----------------------------------------------------------------------

Поддержать канал:

Любой разовой суммой на платформе ВК.

Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.

Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.

Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества:

На платформе Patreon (заграничные банковские карты)

На платформе Boosty (российские банковские карты)