Найти тему
52,6K подписчиков

Жизнь, любовь, смерть. Франция, 1968.

173 прочитали
Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.

Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Амиду, Каролина Селье, Жанин Маньян, Анни Жирардо, Робер Оссейн и др. Кинопрокат во Франции: с 1969 (1,3 млн. зрителей).

Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-2

Франсуа женат, у него есть ребенок. Но в прошлом он был… серийным убийцей проституток, и вот кровавое прошлое снова дает о себе знать… В итоге его приговаривают к смертной казни…

Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-3

В свое время киновед Янина Маркулан (1920-1978) возмущалась тем, что в драме «Жизнь, любовь, смерть» режиссер стремился «вызвать у зрителя ощущение, что он присутствует при настоящем следствии и самой что ни на есть настоящей казни. Таким образом, документализм здесь — лишь средство вызвать шок, состояние аффекта. И действительно, когда медленно, поразительно подробно и одинаково фиксируются пароксизм страха у Франсуа на последних шагах к гильотине и механизм действия гильотины, когда опускается нож над напряженным горлом человека и слышен через секунду звук падающей головы, кто может остаться спокойным!» (Маркулан, 1972).

Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-4

Но, наверное, можно согласиться с Я. Маркулан в том, что протест Клода Лелуша против смертной казни заявлен в фильме «Жизнь, любовь, смерть» довольно странно: главным персонажем картины избран не какой-то человек, случайно или в аффекте самообороны совершивший убийство, а серийный убийца на сексуальной почве (то, что он психически болен, на мой взгляд, не слишком меняет дело). А это, действительно, «снимает серьезный разговор о праве общества на смертную казнь» (Маркулан, 1972).

Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-5

По ходу развития сюжета этого фильма становится ясно, что Клод Лелуш и его актер Амиду (1935-2013) изо всех сил пытались вызвать к своему персонажу сочувствие (ну, например, сентиментально показывают, что Франсуа любит своего ребенка). Однако лично у меня это никакого сочувствия не вызывает…

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Клод Лелуш: по волнам моей памяти», продолжение следует).