С праздником, уважаемые читатели! Наверняка вы видели в храмах на некоторых иконах снизки колец, нательных крестов, монет. Это приклад - древняя традиция. Искусствоведы относят такие привесы к иконам к группе, называемой вотивами (предметами, посвященными богам).
Делать подвески к изображениям стали греки и римляне еще дохристианской эпохи. Это были восковые формы тех частей тела, исцеление которых получил человек. Традиция перешла в христианство, и византийская эпоха развивала ее, что ясно и из литературы того времени, и из сохранившихся в тех регионах традиций.
Самым известным примером такого дара (приклада, если говорить на русский манер), была история, произошедшая с преподобным Иоанном Дамаскиным и породившая новую чудотворную икону Богоматери под названием "Троеручица".
В начале восьмого века в Византии началось иконоборчество. Организовано оно было "сверху" и главным борцом с иконами был император Лев Исавр. Трудно было противостоять ему в его государстве, но будущий святой Иоанн Дамаскин жил в Дамаске, которым правил халиф-мусульманин. Из-за границы Иоанн мог безопасно писать в защиту икон. Его письма сохранились под названием "Три защитительных слова против порицающих святые иконы". Чтобы заставить его замолчать, император приказал составить подложное письмо от имени Иоанна, якобы он хочет сдать Дамаск византийскому императору, и устроил так, чтобы письмо попало к халифу. Тот решил наказать подданного, которого счел предателем. В качестве наказания святому Иоанну Дамаскину отрубили правую руку, чтобы он не смог более написать предательское письмо. Но святой молился перед образом Богоматери в местном храме, и рука его приросла на место. Поэтому он в благодарность приказал отлить руку в полный размер человеческой руки из серебра (человек был небедный, судя по этому примеру) и приложить в качестве приклада к иконе Богоматери, перед которой он молился.
Затем он ушел в монастырь, и икону взял с собой. Со временем история забылась, икона перемещалась из Палестины в Сербию и потом на Афон, и в копиях чудотворной иконы третью руку стали писать как руку Богоматери. Такая трактовка закрепилась и в названии. Разобрались с историей иконы только в девятнадцатом веке.
Итак, в византийской традиции приклады делали в виде частей тела, обычно отлитых из серебра. На Руси такое тоже было, но чаще жертвовали просто сами предметы из драгоценных металлов. В прикладе, например, чудотворной Владимирской иконы Богоматери в середине шестнадцатого века были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями, 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греческой надписью, золотая икона - складень с образами Богородицы и святого Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом, более 150 золотых монет из разных стран.
Завершилась история с прикладами вероломством Петра Великого, который через Синод провел решение отбирать приклады на разные нужды, церковные и ... военные. Пушки надо было покупать, ведь делать их еще сами не умели, а Северная война уже шла. Однако традиция угасла не на совсем. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в храмах и музеях русского Севера торсы, уши, зубы, головы, изображения мужской или женской груди и целые фигурки младенцев из серебра или более дешевых металлов.
Были даже фигурки домашних животных, ведь от них зависела жизнь целой семьи и ее здоровье в очень трудных природных условиях, поэтому молили Бога и о здоровье скотины. Кому не хватало денег на металл, резали из дерева, ткани и бумаги.
В советское время, понятно, никаких прикладов не было, но сейчас традиция возрождается, но не в тех масштабах, в каких это было в средние века.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!