Я прочитала любопытный текст депутата Елены Ямпольской про ограничение показов фильма «Свидетель» в сетке кинотеатров.
Напомню: «Свидетель» - художественный фильм про СВО с Карэном Бадаловым в главной роли. Фильм глубокий, п главное - снятый, что называется, по законам голливудских картин. Ну наш массовый зритель же не может воспринимать что-то сложное, что-то составное. Ту же военную документалку. Голливуд приучил смотреть кино исключительно под поп-корн и колу… Ну хорошо, вот сняли зрителю кино в стиле Голливуда.
Снять-то сняли, но кое-какие кураторы из проката упорно не хотят массово ставить «Свидетеля» в сетку. Упираются. Однако при всех к ним вопросам все валят исключительно на невидимую руку рынка. Мол, мы-то что? Вот будет запрос - мы поставим, конечно. Вот это вот вечное «оно, конечно, что ж, не без того ж», словом.
Хотелось бы написать несколько слов про ту самую невидимую руку рынка, у которой есть вполне видимое плечо.
Я не знаю, в курсе ли товарищи прокатчики, но поход в кино организуется примерно следующим образом. Вот есть у зрителя желание и время пойти в кино. Параллельно с этим в городе и в сети со всех сторон зрителю показывают рекламу фильма. И зритель говорит своим близким: пойдем в кино, там вон «Свидетеля» рекламируют. Пойдем сходим. Если же не рекламируют ничего, то в целом доля кинозрителей будет меньше. Но она будет. Это те, кто привык ходить в кино, кто вот так вот проводит свой досуг. И они в таком случае будут отталкиваться не от рекламы, а от сетки показов. Выберут из того, что удобнее по времени и по месту. Иными словами, для того чтобы зритель массово пошел на «Свидетеля», необходимо, чтобы зритель а) массово узнал про этот фильм и б) имел возможность выбора сеанса по времени и по месту. Все. Ларчик открывается просто.
Опять же, ларчик этот открывается просто тогда, когда нет у ларчика ИНЫХ запирающих устройств внутри. Помимо того, о чем я написала выше. Тогда - да. Распространил информацию, поставил в сетку - люди пошли. А вот если кому-то из прокатчиков, из ответственных за культуру лиц НЕ нравится сам факт того, что такие фильмы у нас стали появляться; если кто-то очень не хочет перевоспитывать массового зрителя на иной манер, то - да. Тут уже все не так просто и ларчик нахрапом не откроешь.
А все эти разговоры про невидимую руку рынка - это разговоры в пользу бедных. Какую-нибудь третьесортную лабуду прокатчики, помнится, не так давно гнали с утра до вечера, и даже при полупустых залах, помню я и такие показы. Бывала. Но гнали же? Гнали. Народ неохотно, но ходил (по принципу «другого все равно не показывают»). И отечественные фильмы (какие кое-кому нужно) точно так же прокатчики ставили в сетку на самые ходовые сеансы. Да что уж там молчать-то? Говорят, юбилейный концерт Агутина в прайм-тайм по Первому тоже, согласно замерам аудитории, был не сказать чтобы очень успешным по просмотрам. Но поставили же? Поставили. И поставят вновь, игнорируя замеры и обратную связь от аудитории.
Так что в случае с масскультом та самая «невидимая рука рынка» на самом деле является продолжением вполне себе видимого плеча. Которое ею и водит в своих целях. И цели эти не сказать чтобы соотносятся, образно говоря, «с политикой партии».