Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) дети занимаются спортом чаще всего до 14 лет, затем интерес к спорту остается лишь у 33% девушек и юношей, сообщают «Вести:Приморье».
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, имеющих детей до 18 лет, о детском спорте.
О спорт, ты — мир!
45% российских родителей несовершеннолетних детей сообщили, что их ребенок посещает дополнительные физкультурно-спортивные занятия и секции (помимо уроков физкультуры в общеобразовательных учреждениях); выходит, что перевес на стороне родителей, чьи дети таких занятий не посещают, - 54%. По возрастным группам максимум приходится на 7-10 лет, здесь показатель достигает 60%, в группе 11-14 лет — 49%, а после 14 лет вовлеченность снижается до 33%, это даже меньше, чем у дошкольников 3-6 лет (37%).
Значит, наиболее активно в дополнительные спортивные занятия и секции вовлечены учащиеся начальной школы, в среднем звене вовлеченность начинает сокращаться, а после 8-9 класса и вовсе падает. Этот вывод не означает, что у детей с возрастом падает интерес к спорту, возможно, сам сектор дополнительных спортивных занятий для детей ориентирован в большей степени на младший школьный возраст и не учитывает потребности ребят постарше.
Важный фактор дополнительной спортивной активности детей — материальное положение семьи: в семьях с хорошим материальным положением показатель выше почти в два раза, чем в семьях с плохим материальным положением: 55% и 30% соответственно.
А вот урбанизированность влияет нелинейно, в крупных городах вовлеченность ниже. В Москве и Санкт-Петербурге — 37%, городах-миллионниках — 29%, в больших городах с населением 500-950 тыс. человек — 28%, а на селе - 51%, как и в городах 100-500 тыс. человек (52%). Можно предположить, что спортивные секции и занятия — это своего рода «классика» дополнительного образования, но в условиях более широкого выбора, как в мегаполисах, родители (а может быть, и сами дети) отдают предпочтение не спорту, а другим видам активности.
Посещать организованные спортивные занятия можно по-разному. Чаще всего дети занимаются в спортивных школах (15%), особенно дети 11-14 лет (24%) и дети из семей с хорошим материальным положением (19% vs. 3% в семьях с плохим). Еще 12% опрошенных сообщили, что их ребенок посещает фитнес-клуб, чаще всего туда ходят дети 3-6 лет (18%), то есть дошкольники. Учитывая, что организованная спортивная активность, как правило, начинается со школьного возраста, по-видимому, фитнес-клубы покрывают запрос на спортивное развитие дошкольников. Спортивные занятия в фитнес-клубах чаще посещают дети из «богатых» семей (17% vs. 8% в группе с плохим материальным положением).
Еще 9% опрошенных родителей отметили, что их ребенок посещает секции при школе (среди 11-14-летних — 14%), дети из небогатых семей туда ходят чаще (14% в группе с плохим материальным положением семьи), вероятно, в силу того, что такие секции чаще бесплатные. Развивающие центры для занятия спортом выбирают 5% опрошенных.
Быстрее, выше, сильнее!
Тройку самых популярных видов спорта, которыми занимаются дети, по результатам опроса составили единоборства (11%), плавание (10%) и хореография, танцы (8%). Футбол/мини-футбол назвали 5% опрошенных родителей несовершеннолетних детей, баскетбол — 4%, гимнастику, легкую атлетику / бег и волейбол — еще по 3%.
Мальчики чаще девочек занимаются единоборствами (16% vs. 4%), плаванием (12% vs. 6%), футболом (8% vs. 2%). Девочки чаще выбирают танцы (16% vs. 1%) и гимнастику (6% vs. 1%).
Единоборствами чаще других занимаются школьники 7-14 лет (7-10 лет -19%, 11-14 лет -14%), дети из семей с хорошим материальным положением (21%).
Посещают бассейн, занимаются плаванием в основном дошкольники (3-6 лет — 17%).
Максимум занимающихся танцами, хореографией приходится на 7-10 лет (15%).
Чаще всего родители выбирают для ребенка одно направление спорта (32% из 45% тех, у кого ребенок посещает физкультурно-спортивные занятия), два направления назвали 8%, а три направления - 3%.
По собранным данным, родительский запрос на дополнительное спортивное развитие детей почти в два раза превышает реальный уровень вовлеченности. О посещении детьми спортивных занятий заявили 45%, а хотели бы, чтобы дети посещали такие занятия, 82%. Чаще всего родители хотят, чтобы их дети ходили на плавание (28%) и единоборства (27%), то есть выбирают такие направления, которые могут пригодиться в жизни и даже спасти жизнь. В топ-5 вошли также гимнастика (13%), футбол (12%) и танцы, хореография (11%). Каждый десятый назвал легкую атлетику / бег (10%), еще 5% - фигурное катание, коньки.
Спорт - вопрос престижа или возможностей?
Между тем, какими видами спорта занимается ребенок, и тем, в какой спорт хотели бы его отдать родители, есть разрыв. По всей видимости, желаемый спорт - это скорее вопрос престижа, а то, каким спортом ребенок занимается на самом деле, - скорее вопрос реальных возможностей. По результатам опроса, плаванием занимаются 11%, а запрос на такие занятия достигает 28%, в два с половиной раза больше. Похожая ситуация с единоборствами (10% vs. 27%), футболом (5% vs. 12%), гимнастикой / художественной гимнастикой (3% vs. 13%).
Родители мальчиков и девочек называют разные виды желаемого спорта. Гендерная специфика обусловлена, по-видимому, восприятием различных видов спорта как «мужских» и как «женских».
- Топ-5 желаемых видов спорта для мальчиков: единоборства (36%), бассейн/плавание (25%), футбол (21%), легкая атлетика / бег (10%), хоккей (6%).
Топ-5 желаемых видов спорта для девочек: бассейн/плавание (32%), гимнастика - спортивная/художественная (27%), танцы / спортивные танцы (21%), единоборства (12%), коньки / фигурное катание (11%)
Спорт доступен каждому?
Коммерческий сектор дополнительного образования в современной России достаточно развит, а предложение на этом рынке растет с каждым годом, в том числе и в сфере детского спорта. В ходе исследования установлено, что родители несовершеннолетних детей и детей, посещающих физкультурно-спортивные занятия, выбирают платные услуги не реже, чем бесплатные: 48% vs. 41%. Еще 10% в этой группе пользуются как платными, так и бесплатными занятиями сразу.
Помимо собственно оплаты занятий, спорт требует и других вложений — на покупку формы, снаряжения, выезды на сборы и многое другое. Подобные траты одна половина родителей оценивает как значительные (46%), а другая — как незначительные (48%). Причем те, чьи дети занимаются бесплатно, реже ощущают финансовую нагрузку на свой бюджет в связи со спортивными занятиями ребенка — 70% (vs. 58% «платников»).
Семьи с плохим материальным положением сильнее ощущают финансовую нагрузку на бюджет, когда ребенок посещает спортивные занятия (76% vs. 28% в группе «богатых»).
О барьерах
По мнению родителей, чаще всего дети не посещают дополнительные физкультурно-спортивные занятия и секции, потому что не хотят (23%), в большей степени так думают о детях старше 11 лет (33% в группе родителей с детьми 11-14 лет и 42% в группе с детьми 15-17 лет). Этот вариант ответа опрошенные родители из Москвы и Санкт-Петербурга давали в 37% случаев. На втором месте в рейтинге причин — финансовые ограничения, нехватка средств на оплату таких занятий (20%). Проблема особенно актуальна для семей с плохим материальным положением, здесь этот фактор основной - 45% (vs. 4% в группе с хорошим материальным положением, где нехватка финансов занимает последнее место).
В целом материальный ресурс семьи оказывается значимым фактором для дополнительной физкультурно-спортивной активности ребенка, дети из семей с плохим материальным положением меньше вовлечены в такую занятость (67% среди опрошенных с плохим материальным положением сообщили, что их дети не посещают спортивные занятия и секции vs. 44% в группе с хорошим), а те, чьи дети занимаются спортом платно, гораздо чаще воспринимают финансовые затраты на детский спорт как значимые (76% vs. 20% в группе «богатых»).
Это не значит, что дети из небогатых семей чаще лишены возможности физического развития, заниматься спортом можно самостоятельно или «стихийно», активными прогулками. Но важно понимать, что такие дети не могут конкурировать с детьми, вовлеченными в формальный спорт, им недоступны качественная спортивная инфраструктура, тренерское участие, выезды на соревнования и многое другое, что в совокупности формирует социальный и культурный капитал ребенка. То есть бедность — фактор спортивного образовательного неравенства.
В топ-5 причин, по которым дети не посещают спортивные занятия и секции, вошли также занятость ребенка в других сферах (17%), отсутствие подобных занятий в населенном пункте (17%) и отсутствие подходящих занятий рядом с домом (16%), а также достаточность спортивных занятий в образовательном учреждении / самостоятельных занятий (15%). Еще 12% отметили, что ребенок не занимается спортом в силу возраста, преимущественно это относится к детям младшего возраста (73% в группе родителей с детьми 1-2 года, 23% в группе с детьми 3-6 лет). По 8% указали на состояние здоровья ребенка и такую причину, как «некому отводить, отвозить ребенка на такие занятия».
Опрошенные родители в сельской местности говорили об отсутствии спортивных занятий по месту жительства в 56% случаев, здесь это главный барьер. В обеих столицах этот вариант называют 3% (почти в 19 раз реже), в городах-миллионниках — 5% (в 11 раз реже), в других городах — 8-11% (в 5-7 раз реже). Это говорит о пространственном неравенстве в доступности детям спортивного развития. А самой уязвимой группой с точки зрения вовлечения в спорт являются сельские дети из бедных семей.
Государство, бизнес или родители?
Развитием детского спорта занимается сразу нескольких секторов: это и органы власти, и коммерческий сектор, и заинтересованный бизнес, социально ориентированные НКО. Опрос показал, что россияне возлагают надежды на развитие детского спорта преимущественно на государство - 81%, в их глазах это основной субъект. Остальные варианты звучат заметно реже: коммерческие организации, работающие в спортивной сфере (фитнес-клубы, спорткомплексы, частные спортшколы и так далее), - 25%, сами родители - 24%, некоммерческие организации - 16%, крупный бизнес - 13%. Такие результаты могут говорить как о том, что государству больше доверяют в вопросах развития детского спорта, так и о том, что участие других субъектов менее заметно. В том числе ожидания от крупного бизнеса минимальны, значит, такие практики людям знакомы меньше всего.