Найти в Дзене

Как Украина входила в состав России. IV. Поведение архиереев во Владимире, Луцке, Львове.

Далее стоит рассмотреть в каком же состоянии были наиболее значительные западнорусские епархии в описываемое время. А здесь множно увидеть, что некоторые западнорусские епископии превосходили восточные богатством своих земель. Так Владимирской епископии (на Волыне) принадлежали: укреплённый замок во Владимире и несколько дворов, местечко Квасов, 16 селений в Луцком и Владимирском поветах, Купетовская волость, в составе которой были местечко Озераны, 11 селений и рыбных ловей, остров Волослав на реке Луге, на котором находился монастырь Святого Онуфрия. Епископии Лужской и Острожской принадлежали 4 местечка и 34 селения в Луцком и Владимирском поветах, из них местечки Хорлуп и Жабче были защищены укреплёнными замками с пушками и другим огнестрельным оружием. Такие доходные места привлекали в итоге знатных светских лиц, которые добивались их используя светские связи и влияния, но получив эти места в управление, они не покидали своих светских привычек. В 1565 году после смерти епископа

Далее стоит рассмотреть в каком же состоянии были наиболее значительные западнорусские епархии в описываемое время. А здесь множно увидеть, что некоторые западнорусские епископии превосходили восточные богатством своих земель. Так Владимирской епископии (на Волыне) принадлежали: укреплённый замок во Владимире и несколько дворов, местечко Квасов, 16 селений в Луцком и Владимирском поветах, Купетовская волость, в составе которой были местечко Озераны, 11 селений и рыбных ловей, остров Волослав на реке Луге, на котором находился монастырь Святого Онуфрия. Епископии Лужской и Острожской принадлежали 4 местечка и 34 селения в Луцком и Владимирском поветах, из них местечки Хорлуп и Жабче были защищены укреплёнными замками с пушками и другим огнестрельным оружием. Такие доходные места привлекали в итоге знатных светских лиц, которые добивались их используя светские связи и влияния, но получив эти места в управление, они не покидали своих светских привычек.

В 1565 году после смерти епископа Иосифа появились 2 претендента на епископию Владимирскую и Брестскую. Первый был шляхтич Иван Борзобогатый-Красенский, второй епископ холмский Феодосий Лозовский. Борзобогатый-Красенский получил королевскую грамоту на епархию и завладел епископским замком, где посадил своего сына Василия. В то же время король Сигизмунд-Август дал жалованную грамоту на Владимирское епископство Лазовскому. Лазовский явился к Владимиру с вооружённой силой и потребовал от Василия Красенского сдачи замка. Тот отказался и тогда Лазовский начал штурмовать замок и в конце концов овладел им. Иван Красенский пожаловался королю и король послал своего дворянина звать Феодосия Лазовского на суд. Дворянин явился в соборную церковь Владимирскую и объявил Феодосию королевский приказ. Феодосий на суд ехать отказался и набросился на слуг Ивана Красенского вместе со своими слугами и велел им бить их и топтать ногами в соборной церкви. В конце концов Лазовский выгнал слуг Красенского и сказал им: "Если бы здесь был сам Борзобогатый, то я велел бы изрубить его в куски и бросить псам".

Утвердившись в епархии единоличным властителем, Лазовский стал себя вести как и другие подобные ему сильные паны. Он грабил и разбойничал вместе со своими слугами в соседних имениях. На все эти его действия поступали жалобы королю. Уже в глубокой старости он полностью доверился своему зятю Дубницкому, который растрачивал церковную казну и разорял имения, а также крал жалованные грамоты. На исходе жизни Феодосий Лазовский вдруг вспомнил, что "при жизни было много бито, граблено, а под конец надобно душу спасти". И он выделил из церковных земель местечко Озераны и 11 селений, доходы с которых он назначил на украшение соборной церкви Владимирской. Кроме того он учредил приют и школу для детей, в которой должны были содержаться 2 проповедника. Также в школе было положено иметь 2-х бакалавров, один из которых должен был учить греческому языку, а другой славянскому. Феодосий Лазовский выпросил разрешение у Стефана Батория передать управление Владимирской епархией архимандриту Киево-Печёрского монастыря Мелетию Хребтовичу-Богуринскому, однако доходы с епархии шли к Феодосию вплоть до его смерти в 1588 году. Тогда Владимирская епархия полностью перешла в управление Хребтовичу.

Тем временем соперник Федосия Лазовского, Иван Борзобогатый-Красенский, после лишения Владимирской епархии был пожалован королём Луцкой и Острожской епископией. Он получил её после смерти прежнего владельца Марка Жоравинского, который управлял епархией с 1561 по 1567 года. Причём Марк Жоравинский управлял епархией даже не посвящаясь в церковный сан. Красенский тоже решил не прсвящаться в церковный сан, но Киевский митрополит Иона всё же заставил его посвятиться в 1571 году под именем Ионы. Он стал распоряжаться епархией как своей собственностью. В частности, отдал местечко Жабче в качестве приданного за дочь, а сыновья его грабили церкви и разоряли монахов. В конце концов Иона поссорился с Баторием, который не любил своеволия и последний лишил его всех прав. После смерти Ионы в 1585 году на Луцкую епископию был переведён Кирилл Семёнович Терлецкий, который до этого был епископом пинским и туровским. Он был дворянского происхождения умный, образованный, ловкий, деятельный. Терлецкий принял епископию в жалком и расстроенном положении и предпринял меры для наведения порядка. Прежде всего он вооружённым путём отнял у родственников Красенского имение Жабче и вернул его в епархию. Кроме того он защищал в судах неприкосновенность церковных имений и прав. Он имел также наготове епископское войско в случае враждебных действий должно было защищать епархию.

Ещё одной значимой западнорусской епархией в конце XVI века была Львовская в Галицкой или Червонной Руси. Епископом здесь был Гедеон Балабан. Он получил епископию в наследство от своего отца Арсения. Так как епископия досталась ему по наследству, то он считал её своей полноправной собственностью. Однако Гедеон Балабан столкнулся с сильным сопротивление Львовского братства.

Гедеон Балабан, епископ Львовский
Гедеон Балабан, епископ Львовский

Все материалы по теме