Бунт! Восстание! Мятеж!
Революция в мире русского изобразительного искусства!
А было их всего четырнадцать!
Двенадцать наших самых известных героев-начинателей, которые плечом к плечу, ничего не боясь, встали на сторону русской истории и силы духа русского народа, искренне считая, что время библейских сюжетов прошло. Их души жаждали реформ, глобальных перемен и свободу выбора!
Не опасаясь гнева и расправы системы, разнося навязанный академизм в щепки, они стремились к независимому творчеству без границ, без уставов и рамок, лишь свободная тема, раскрывающая внутренний мир и душу русского человека.
Искусство, сближающееся с простым народом. Реализм встающий в прямую конфронтацию с академизмом.
Для того, чтобы четко понимать, что именно произошло, необходимо немного погрузиться в правила Императорской Академии художеств.
В свое время она была крайне прогрессивной, студенты обучались разных сословий. В основном это были дети мещан, купцов, уже реже дворяне, но и дети крестьян, которые получали вольную. Стандартная система образования - работы по рисунку, живописи, привычные дисциплины, обычные оценки, а при успешном окончании - медаль. Что может быть проще и прозрачнее?
В конкурсе за большую золотую медаль могли вступить лишь те студенты, которые заканчивали академию и в процессе обучения были награждены малой золотой медалью за успехи в рисовании.
Это была не только высокая награда, но и своего рода входной билет в мир большого искусства. Приобреталось право быть не только художником первой степени, но и возможность творить в своей мастерской, уехать заграницу до шести лет и обучаться за счет Академии художеств, а по возвращении, занять достойное место в стенах учебного заведения, став профессором со стабильным доходом, получать заказы от государства и прославлять великую Отчизну.
Все размеренно и привычно, но в воздухе пахло грозою, назревал кризис, в умах зрело недовольство системой, которая раскалывала живопись на две части - "возвышенно-высокую" и "все остальное". Первая требовала картины и полотна на религиозные и исторические темы, с обязательной моралью и определенным посылом, с идеальными телами, пропорциями и пафосными позами - заказы от самого государства, которым была открыта дорога на любые выставки. Все остальное - слишком низко и недостойно - частные коллекции, домашнее использование.
Ни государство, ни Академия не хотели понимать, что мир начал сильно изменяться и эпоха великих реформ, перемен, потрясений уже шла своей твердой поступью. Во Франции восхищались романтизмом и реализмом, а в Академии художеств их совершенно отрицали, пытаясь изо всех сил держаться за свои пошатнувшиеся опоры.
В 1862 году на соискание большой золотой медали стандартно планировали конкурс, а на поездку в Италию претендовали 14 художников. Объявили тему - "Пир Одина в Валгалле" - стандартный неоклассицизм! Как же так?! Опять мифология?! И совершенно никакой возможности проявить свои личные способности, обнажив свою душу перед миром?... Ропот сменился негодованием!
Молодые художники написали письмо в Академический совет, просили дать право выбора свободной темы, но профессора были возмущены и ответили отказом! Тогда, соискатели приняли кардинальное решение - отказаться от участия в конкурсе.
Совершенно немыслимо в те времена, невероятно и дерзко! Это был вызов системе! Разгорался неслыханный доселе скандал. Бунтари были непреклонны и оставили прошения о выдачи им свидетельства классных художников.
Академия лишилась своих лучших учеников, а они - возможности учиться за границей и всякие привилегии.
...И так как мы крепко держались за руки до сих пор, то, чтобы нам не пропасть, решились держаться и дальше… Иван Крамской
В них была решительность, молодость, бунтарский дух и казалось, что все по плечу, поэтому и образовывается первый в России творческий союз. Первоначально их было 14, но двое - Александр Литовченко и Константин Маковский - откололись, а вот оставшиеся 12-ть решили действовать сообща и вместе сняли квартиру на 17-й линии Васильевского острова, здесь же и поместились три мастерские.
Именно по этому адресу собиралась творческая молодежь культурной столицы. С большим воодушевлением и азартом молодости художники брались за любую работу, давали уроки рисования. Да, было не просто, но вот и представился случай - Ивану Крамскому поступило предложение расписать купол Храма Христа Спасителя. Он и не думал отказываться, чем очень поправил финансовые дела своих союзников.
Уже в августе 1865 года в Нижнем Новгороде была организована первая выставка картин бунтарей-художников, но она, к сожалению, не принесла никакого дохода.
К концу 1870-х бунтарский дух художников несколько утих, академические учителя уже не преследовали и не осуждали блудных сынов, им даже разрешали устраивать выставки в стенах академии.
Только Иван Крамской это сильно не приветствовал. Поэтому он принимает идею от живописца Григория Мясоедова о создании собственного объединения художников, которое будет стремиться к коммерческой независимости и не ожидать поддержки в выставках от государства.
Подали прошение.
Заявку одобрили.
И 23 ноября 1870 года появилось "Товарищество передвижных художественных выставок".
Демократия и дисциплина - основные принципы товарищества. Все участники должны были предоставлять свои новые работы на ежегодные выставки, которые организовывались во всех городах империи российской. Передвижники отправлялись "в народ", знакомя жителей провинций с современным русским искусством.
И это был прорыв! Они вышли за рамки галерей Академии, словно исполины шагнули в большой мир, чувствуя кожей, что искусству и обществу просто необходима свежая струя, как взрыв, как дыхание... Передвижные художественные выставки должны быть прежде всего ближе и понятнее простому народу, а не узкому академическому кругу.
Был создан учредительный совет и картины для выставки утверждались голосованием, работы принимали у тех, кто в Товарищество даже не входил. Первая передвижная выставка прошла 29 ноября 1871 года. Не поверите, но в залах Академии художеств! Затем экспозиция перекочевала в Москву, Киев и Харьков. 20 мастеров представили свои новаторские работы. Художники, стараясь еще больше привлечь публику, читали совершенно невероятные лекции. Это событие запомнилось не только общественным резонансом, но и финансовым успехом.
...Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению — она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая...
...С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников и изумительное собрание превосходных произведений. Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни... Владимир Стасов
Бунтари-художники своим талантом и великой силой русского духа показали в своих работах то, что в действительности происходило в стране: Илья Репин - "Бурлаки на Волге", Василий Петров "Тройка", Василий Перов "Охотники на привале", Николай Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", Иван Шишкин "Вечер" и многие другие.
Растет популярность выставок, художники работают не покладая кистей, представляя публике все новые картины, а российский рынок формируется и насыщается произведениями искусства, которым дали волю, сметая на своем пути все устоявшиеся столетиями стереотипы.
И вот уже знаменитые меценаты соперничают с самим императором, скупая картины для своих галерей. Император старается посещать выставку еще до открытия, только Павел Третьяков выкупает картины еще на этапе их производства и на выставку они приезжают с табличками "Собственность Третьякова".
Вы только представьте, за четверть века передвижники написали 3,5 тысячи картин стоимостью около 2 млн. рублей. А затем произошел перекос - именитые художники получали гонорары во много раз выше, чем недавно пришедшие передвижники, да и спрос на работы стал угасать. Пошли раздоры и распри. Маститые художники запрещали молодым коллегам продавать свои работы где либо, кроме выставки передвижников. Мир вновь начинал меняться. Рынок насыщался, росла конкуренция. Обнажился злободневный вопрос, который и сейчас актуален - как оценивать труд художника?
И уже в 1901 году из Товарищества вышли сразу 11 художников. Как будто история бунтарей описала полный круг и зашла на новый оборот. И вот уже молодые и дерзкие, как когда-то Крамской со своими товарищами, предпочли вырваться из строгих рамок старших соратников, предпочитая полную свободу творчества. Причем на этот период в России появляются различные творческие объединения и уже зарождается авангард.
В 1922 году прошла последняя выставка передвижников и через год Товарищество распустили.
Но можно с уверенностью сказать, что бунтари-передвижники стали бесспорно яркими звездочками российской культуры, оставив великое множество необычайных, а порой документальных картин, которые хранят на своих холстах воспоминания старой, навсегда ушедшей России.
Именно они заставили русскую публику останавливаться, засмотревшись, перед картинами, а не пробегать быстро мимо. Эти 14-ть восставших художников дали русскому искусству второе дыхание, правду и искренность, именно то, чего всегда не хватает...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))