1. Государство диалектично, то есть противоречиво. Кто не владеет диалектикой, над кем сама диалектика смеётся то гомерическим смехом, то сардоническим, принимают одну сторону государства и считают её понятием государства, каковым понятием они в дальнейшем пользуются в своём понимании всех текстов и речей устных о государстве и в своих рассуждениях, устных и письменных, о государстве же.
2. Каковы же эти недодиалектики? Каковы их взгляды на государство?
(1) Государство упорядочивает жизнь общества, вводя законы, обязательные к исполнению его гражданами, и управляет обществом, наказывая за неисполнение закона, и тем самым приводя было вышедшее из берегов общество обратно в государственное законосообразное русло. Поэтому государство — благо, которое надо усиливать, увеличивать, оберегать.
(2) Государство — это всегда зло, ибо это аппарат насилия над людьми, аппарат, действующий в интересах правящего класса и потому насилие и угнетение всех прочих, кроме правящего, классов терпимо этими неправящими управляемыми классами вынужденно и лишь до тех пор, пока хватает терпения, а как только терпение кончится, один из управляемых и подвергаемых насилию и угнетению классов свершает революцию в управлении обществом и сам приходит к власти, становясь очередным управляющим насильником над обществом.
Поэтому государство необходимо уничтожить вместе с уничтожением самих классов так, чтобы управление обществом осталось, а начальников и подчинённых, управляющих и управляемых не было. Это возможно, но лишь посредством самоуправления общества, в котором все люди проходят школу общественного управления и потому им не на кого пенять, что там-то и там-то с чем-то управились плохо. Сами ведь управляли, себя и вините.
3. (1) Основа первого понимания государства пронизана взглядом на общество как атомистическое собрание людей-эгоистов, каждый из которых преследует свои цели, и если это преследование вовремя не остановить, он снесёт голову каждому, кто встанет на его пути. Это понимание государства как гражданского общества, общества настолько буйного, что необходимо требующего для своего утихомиривания внешней, стоящей над обществом силы, к которой всякий пострадавший может обратиться и получить должную справедливость под расписку.
В этом понимании государство отождествляется с обществом, ибо совокупность разрозненных людей-атомов не есть общество, обществом они становятся лишь благодаря государству и потому государство — вечное благо.
4. (2) Основа второго понимания государства пронизана взглядом на общество как первичную общность, а не общность как продукт государства. Общность как продукт государства есть общность полиции, судов, тюрем и национальной гвардии, приводящей бунтующих граждан к покорности.
Первичная же общность требует себе на любом из этапов своего существования и развития некоторого оформления. И если общество сословное, то оно неизбежно сформирует себе сословное государство с соответствующей социальной иерархией и монархом на вершине Олимпа. А если общество классовое, то оно неизбежно сформирует себе классовое оформление. Продуктом классового оформления общества и является классовое государство.
Но как только общность общества изменится, станет внесословной и внеклассовой, нужда в каком-либо государстве отпадёт.
5. (1) Государственникам, особенно романтическим государственникам, то есть тем, кто, не принадлежа правящему классу, ратует за государство, следует помнить главную максиму существования государства: «Государство обладает монополией на насилие и осуществляет эту монополию». А насилие не есть зло разве что для извращенцев. Выходит, бывают извращенцы-государственники, но нормальным людям негоже их поддерживать, как и поддерживать всяких извращенцев.
Что такое полицейское государство, доведённое до предела чистоты и всевластия полицейщины, иллюстрирует Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в последнем из «Писем к тётеньке». Вот эта иллюстрация.
«Если б вы даже хотели быть вероломною, то вас не допуcтят до этого. Право на практику и соединённое с нею вероломство (полное и неполное) есть своего рода привилегия, к обладанию которой допускаются лишь избранники. Ваша же привилегия «совсем другого сорта» и заключается в претерпении. Избранники выполняют своё назначение: устраивают компромиссы, входят в соглашения, заключают союзы, а вы несёте на себе последствия этой деятельности и не возражаете. Что подобное положение не может быть названо лестным — с этим я готов согласиться, но чтобы следовало сокрушаться по этому поводу — этого не скажу. Думаю даже, что подвергаться практике всё-таки пристойнее, нежели практиковать самому.
Тем не менее подобные сокрушения слышатся нынче довольно часто. Надоело сознавать себя пятым колесом в колеснице. Да, пожалуй, даже не колесом, а вольным шляхом, по которому колесница катается себе да катается взад и вперёд. Мало привлекательного в этом сознании — это так; но все-таки, на случай, если вас чересчур пристигнет чувство обиды, советую вам спросить себя: хотели ли бы вы быть одним из четырёх колёс этой катающейся колесницы? Уверяю вас, что не успеете вы формулировать ваш вопрос, как всю вашу обиду как рукой снимет.
Роль, на которую мы с вами осуждены, совсем простая. Нам предоставлено жить без забот о себе. Истуканы так живут. Их украшают сусальным золотом, их размалёвывают и даже проводят но ним резцом штрихи, с целью сообщить чертам согласное с обстоятельствами выражение, а они молчат да молчат. Бывают между ними такие, которые находят, что всё-таки лучше быть истуканом, нежели резцом, но бывают и такие, которые думают: вот когда меня окончательно размалюют — то-то заглядываться на меня станут! Но, по моему мнению, это уж гордость».
Салтыков-Щедрин, М. Е. Письма к тётеньке. Письмо пятнадцатое. — Салтыков-Щедрин, М. Е. Собр. соч. В 20 тт. Т. 14. М.: «Художественная литература», 1972. С. 460.
Хорошая острастка для романтиков-государственников!.. Их идеал чист и не запятнан: участь людей в государстве — терпение, вечное терпение...
(2) Увлечённость людей быстрым переходом к внесословному, внеклассовому и, стало быть, внегосударственному, то есть самоуправляемому обществу, толкает этих людей к уничтожению государства. Что бывает с обществом, когда государство в нём уничтожено, а к внегосударственному самоуправляемому статусу общество не пришло, видно по истории XX и XXI века, в течение которых США последовательно уничтожали государство во Вьетнаме, в Афганистане, в Ираке, в Ливии, в Сирии, на Украине.
2023.08.26.