Вы можете даже не заметить этого (я так уж точно не заметил при первом прохождении), но в Morrowind есть 3 больших взаимоисключающих фракции, или Три Великих Дома: Хлаалу, Телванни и Редоран. Никто вас не заставляет в них вступать и выбирать одного из союзников (все дома обслужить не сможете), но все-таки приятно осознавать себя причастным к большой политической игре Вварденфела.
Во время прохождения квестов за любой из Великих Домов есть второе дно, которое открывается неожиданно и никак не афишируется - возможность постройки собственной крепости. Я когда узнал о такой возможности, буквально взвыл от восторга и несправедливости. Да если бы я заранее знал, что можно построить себе целое поместье с двором, стражей и множеством комнат, то первым делом записался бы в один из Великих Домов. Любопытно: при первом прохождении, я вступил в Дом Телванни, но не смог построить крепость по идиотской причине, так как случайно убил одного из квестовых персонажей, который запускал процесс строительства крепости, причем я даже не помню зачем совершил данный поступок - скорее всего по одному из квестов Мораг Тонг. Но уже при повторном прохождении все получилось, только в этот раз я играл за Хлаалу.
По сути, крепость многого не дает, кроме некого статуса, повышения самооценки и огромного количества халявных сундуков. Разумеется, любителям эстетики можно было обставлять залы на свой вкус, развешивая и раскладывая на полках артефакты.
Три Великих Дома и три поместья. Каждое располагается в разных местах, но обязательно недалеко от родного города Дома (ну или хотя бы в относительной близости). Кладбище Увирит от Телванни, находится на холмистой местности к западу от Садрит Моры и Тель Фир. Редоранская Бал Исра располагается в бесплодных землях на гряде камней, недалеко от Альд’Рун. Плато Одай, местность крепости Хлаалу, раскидывается в живописном месте на берегу реки, недалеко от рыбацкой деревни Хла Оуд и к югу от Балморы.
Я испробовал и пожил во всех трех поместьях, и могу отчетливо заявить, что удобным является только одно. Но для начала разберём все три.
Кладбище Увирит
Холмистая местность неприветливого и пустынного района Молаг Амура. Башня игрока Тель Увирит будет располагаться посреди выжженной пустоши, рядом с двемерскими развалинами, пещерами бандитов и целебными лавовыми озерами.
Несмотря на то, что это самая уникальная крепость - в виде огромного гриба, как у нормальных магов телванни, мне не нравится ни расположение поместья, ни его устройство. Перемещаться внутри гигантской грибницы без левитации и пары матерных слов не выйдет, а учитываю деревянную физику игры, застревать вы будете очень часто. Причем прокачанная до ста акробатика не поможет - нужна будет именно левитация чтобы добираться до некоторых комнат. Ну Азура с ней, с левитацией, вы же все-таки маг, раз построили себе волшебный дом - верно? Значит можете ходить по воздуху аки по суше. Более глобальная проблема открывается, когда вы будете раз за разом возвращаться в свою крепость-башню. Да, Кладбище Увирит располагается недалеко от побережья Азуры, но рядом с ним нет никаких поселений. Нет ничего, куда бы вы приплыли, прошагали на силтстрайдере или телепортировались (без заклинания пометка-возврат). Ближайшее к нему поселение это Тель Фир, но до него еще надо доплыть, например из Садрит Моры, а потом шлепать на своих двоих по маленьким островам, преодолевая большую водную полосу. Но и это еще не все. Добравшись до берега, пройдись как ты дружок до Молаг Амура, через труднопроходимые препятствия, атронахов и золотых святош, которые любят в этой местности тусоваться. Вместо возвращения в «дом, милый дом» вам предстоит приключение в стиле Джона Маклейна из Крепкого орешка. А когда вы окажитесь за стенами башни, облитые потом, кровью и калом(врагов), забудете зачем вообще сюда шли.
Я конечно преувеличиваю немного, но локация на самом деле жутко неудобная и некрасивая - живописных пейзажей здесь очень мало, за одним исключением. Все же не стоит принижать несомненный плюс этой башни, который вы оцените, когда заберетесь на самый пик своей крепости и сможете увидеть весь мир с этой верхоты.
Бал Исра
Хмурые и бесплодные земли Эшленда.
Поместье Индарис выглядит на самом деле как неприступная крепость, расположенная на возвышении и окруженная каменной грядой. Здесь точно можно чувствовать себя в безопасности.
Большой плюс в том, что Бал Исра располагается недалеко от Альд'Руна - уже намного быстрее добираться, чем до Кладбища Увирит. Однако дорога все равно не очень удобная, среди гор, холмов и камней. Местность эта максимально удручающая, с постоянными пылевыми бурями - выйти и посидеть на скамейку в любое время не получится. Из-за этого высока вероятность спиться от депрессии под градусом сиродильского бренди или сторчаться под скумой.
Особо опасных врагов в районе нет, кроме скальных наездников, крыс, и алитов, но зверушки с радостью заразят вас мором или еще какой чумой, если вдруг вы захотите высунуться и поискать радующие глаз пейзажи.
Но таких пейзажей вы здесь не найдете. Зато владелец поместья всегда будет чувствовать близкое дыхание Дагот Ура, находясь под боком Красной Горы.
Плато Одай
Черт, это самый живописный край. И да, это моя любимая крепость. Что здесь хорошего? Загибаем пальцы. Во-первых, до Поместья Ретан очень удобно добираться: чуть-чуть пробежаться от Балморы или пройти несколько шагов от рыбацкой деревни Хла Оуд; во-вторых, здесь нет никаких пыльных бурь и прочих климатических несуразиц, кроме красивого летнего дождя; в-третьих, минимум жестких врагов; в-четвертых, невероятная красота!
С плато открывается шикарный вид на окрестности, пройди чуть дальше - и можно искупаться в реке Одай вместе с милыми никс-гончими, или порыбачить (если у вас есть соответсвующий мод). Рядом располагается болотистая, лесистая местность, где можно пособирать грибы или покумекать с вежливыми бандитами.
За счет того, что до Поместья Ретан удобно добираться, вы можете быстро совершать торговые рейсы между ним и Балморой, которая все же побогаче чем, например, Альд’Рун.
Вот такой небольшой обзор. Если у кого-то есть теплые впечатления касательно крепостей Великих Домов, то оставьте их в комментариях.