26 августа 2008 года Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Международная медиагруппа "Россия сегодня" провела видеомост Москва — Цхинвал, участники которого обсудили историческое значение этого события.
Даже спустя пятнадцать лет мы до конца не оценили масштабность происшедшего, уверен государственный советник президента республики Южная Осетия, председатель партии "Фыдыбаста" ("Отечество") Вячеслав Гобозов.
— Даже самые наивные сегодня видят, что агрессия Грузии против Южной Осетии не была локальным конфликтом. Истинным сценаристом тех событий был коллективный Запад, и те события были одним из элементов глобальной политики сдерживания России, — сказал Вячеслав Гобозов, добавив, что 2008 год был своеобразным рубежом, зафиксировавшим начало и неизбежность геополитических перемен.
Истинной причиной агрессии Грузии он считает обеспокоенность США и их союзников тем, что Москва все настойчивее отстаивает свои интересы. В этой настойчивости они видели угрозу "порядку, основанному на правилах".
— Сегодня мы можем констатировать: 2008 год ознаменовал конец геополитического отступления России, длившегося с момента окончания холодной войны, и возвращение России в число держав, определяющих мировую повестку, — заметил Гобозов, добавив, что осознание этого факта с трудом дается западному миру.
Без "грузинского капкана" невозможно было организовать "украинский капкан", уверен заместитель исполнительного директора Общества развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел" кандидат политических наук Артур Атаев. Шаг за шагом, фонд за фондом, выступление за выступлением из Саакашвили и из Зеленского Запад взращивал русофобов в стиле XXI века.
— Если для Грузии это "грузинский капкан", то для России это югоосетинский урок. Сейчас необходим социологический, культурный, политологический анализ этого урока, — уверен Артур Атаев.
Он напомнил, что 90 процентов внешней границы Южной Осетии это граница с Грузией, а лишь 10 процентов — это граница с Россией. И это маленькое государство противостоит коллективному Западу. Атаев также отметил, что до начала СВО генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг минимум трижды в год заявлял, что Россия якобы обязана отозвать признание независимости Южной Осетии и Абхазии, с подобными призывами выступали и администрации разных президентов США.
Интеграция в евразийское пространство наиболее эффективна через образование, считают участники телемоста. Юго-Осетинский государственный университет является символом борьбы за независимость республики, в 2008 году он два раза горел из-за прямых попаданий грузинских снарядов. Сейчас между Москвой и Цхинвалом действуют соглашения о взаимном признании дипломов и других документов, югоосетинские студенты могут учиться не только в своем университете, но и по специальным квотам в лучших вузах России.
— Геополитическое значение событий августа 2008 года заключается в коренном переломе российской внешней политики, — отметил государственный советник президента Республики Южная Осетия Батраз Бегизов, выступавший по видеосвязи из студии в Цхинвале. — На уступки и мягкие упреки Москвы Запад ответил жестким курсом на ослабление России. Ответ на грузинскую агрессию, а затем подписание договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Южной Осетией открыло для Цхинвала возможности мирного строительства и развития, а для Москвы — возможности реализации своей политики в Закавказье.
Государственность Южной Осетии состоялась. В этом были единодушны все участники видеомоста. В том числе и руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ кандидат исторических наук Владимир Новиков, а также профессор, ректор Юго-Осетинского государственного университета Вадим Тедеев. У республики есть не только экономическое и политическое будущее, но и миротворческий потенциал как в Закавказье, так и за пределами региона.