Я пришёл с Армии в мае 81-го и снова устроился на шахту, пару месяцев отработал горнорабочим подземным (ГРП) третьего разряда, а потом, без отрыва от производства выучился на горнорабочего очистного забоя (ГРОЗ), получил пятый разряд и начал работать в лаве.
По распределению меня направили на участок, где добычу производили буро-взрывным способом. То есть, уголь взрывали аммонитом, выгружали лопатами и кайлом, а крепили забой деревянными стойками. Работа тяжёлая, но план выполняли почти всегда, и заработок на участке был стабильно высоким.
Каждая смена начиналась с взрывных работ: мы бурили в угольном массиве шпуры (отверстия, куда закладывается взрывчатка), потом приезжал взрывник с аммонитом и детонаторами, забой заряжали и взрывали. Тут ещё важно правильно сделать всё это, обычно соединяли с специальной машинкой три заряженных шпура, а потом ключик взрывник повернул и ба-бах. За смену палили девяносто шпуров, значит такую операцию нужно было произвести тридцать раз.
Всё это должен делать мастер - взрывник, но иногда бывало по другому. Хочу рассказать один пример именно такой ситуации.
Работал на участке БВР ( буро-взрывных работ) один странный товарищ - Миша. Вот с ним работать было очень "весело", не знаю, как его взяли на такую ответственную работу, это тайна, покрытая мраком. С мозгами у него было не всё в порядке, это точно.
Раньше Михаил работал водителем на КрАзе, и однажды пьяный сел за руль. Где-то по дороге он не вписался в поворот и на скорости врезался в бетонное здание. Приехала скорая посмотрели его и решили, что ему хана. Отвезли Мишу в морг и положили на стол, и тут он зашевелился, испугав персонал этого заведения. Потом его поставили на ноги, пришлось вставить какую-то пластину в голову и он уже мог работать. Но, видимо, "привет" от аварии остался.
Странности в его поведении были видны многим, но возможно Мишка притворялся. Как-то мы с другом, Юркой, стоим на остановке, ждёт автобуса на шахту во вторую смену, и тут останавливается красная Жига, а из неё выглядывает Михаил.
- Кому до шахты, садитесь, - кричит он.
Мы с товарищем сели, но больше никто не осмелился, что нас удивило, ведь на машине ехать гораздо комфортней. Дороги тогда были не очень, мягко говоря, но взрывник сразу погнал под сотню. Тут мы подъезжаем к мосту через реку, он весь разбитый, обычно все по нему едут со скоростью не больше двадцати километров. Но Мишка не как все, он даже не сбросив скорости пролетел по мосту, я сидел рядом и давил правой ногой на коврик.
За мостом крутой поворот направо, и на нашей полосе пожизненно была большая яма. Михаил, летит дальше и выезжает на встречку, а я зажмурился, не дай бог кто-то едет в нашу сторону. Но понесло!
Подъехали мы к шахте и пошли в комбинат, взрывник остался парковаться.
- Да уж, теперь я понял, почему больше никто не сел в машину, - сделал вывод Юрка.
- Я теперь к нему в машину никогда не сяду, - поддержал я его.
Когда Мишка попадал в нашу смену, начинался цирк. Он долго соединял провода, а время-деньги. Тогда мы договаривались, один из нас соединял, а он крутил машинку, то есть бегать по лаве вверх-вниз ему не надо. Но и этого ему было мало. Бежишь ты вниз, соединяешь цепь, а сверху слышится его крик: "Бойся палим". И тут уже включается инстинкт самосохранения - черт знает, что у него на уме, возьмёт да и повернёт ключик.
Мы забирали у Михи машинку и дальше палили сами, от греха подальше. А взрывник поднимался на вентштрек и ложился отдыхать, что ему и требовалось. И так целый месяц, взрывникам ежемесячно меняли участок работы.
Вот такой был у нас мастер-взрывник, надолго он мне запомнился.
Спасибо за внимание!
..