Наконец-то он вышел, этот новый единый учебник истории, о котором так много говорили. И, естественно, после появления его содержания в сети интернет, учебник стали обсуждать и делать определённые выводы. Не обошла эта участь и меня, что совершенно естественно. Система образования закладывает идеологию наших молодых поколений и направляет их в будущее. Вот только каким оно будет - это большой вопрос.
Нужно напомнить, что по Конституции идеология у нас запрещена, но, как бы ни пытались авторы учебника под руководством экс-министра культуры Мединского украсить его красивым словом «патриотизм», либеральная идеология просвечивает из всех щелей.
В аннотации к учебнику сказано:
«Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма».
У меня нет претензии к тому, как написан учебник, в нём, действительно, всё просто и ясно. Некоторые фразы, хотя и эмоционально окрашенные, но отчетливо дают учащимся понять, в какое время они живут. Сейчас для нашей молодёжи это крайне необходимо.
«Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ — ещё более сплочённым. Вам, наследникам славы наших отцов и дедов, предстоит умножать славу и силу нашей Родины. И пусть история России станет вам верной опорой и поможет добиться успеха»!
И все же, некоторые вещи, прописанные в учебнике (истории!) меня задели и привнесли негативную оценку в изучаемый материал.
В данном случае, я полностью соглашусь с историком Евгением Спициным, который и засветил эту оценку в учебнике по истории России для 11 класса.
«Такие уникальные времена встречаются в истории нечасто. После ухода иностранных компаний, многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия – воистину страна возможностей».
Вопрос: а это ещё зачем, в учебнике истории? Это я про стартап.
Справка: Стартап — это коммерческий проект, основанный на какой-либо идее и требующий финансирования для развития. В стартапы инвестируют прежде всего венчурные фонды. Это является крайне рискованным делом, лишь 1% стартапов достигает больших объемов продаж и приносит инвесторам высокий возврат инвестиций.
Скорее всего, именно этот выпад составителей учебника в сторону бизнеса, Евгений Спицин и назвал «дурдомом». И, хотя я не являюсь приверженцем взглядов Е. С. на нашу историю, но в данном случае, не могу с ним не огласиться.
А что стоит за словами Мединского по части «ужаса» ареста счетов наших граждан (физических и юридических лиц) за рубежом!
«Произошло немыслимое событие, когда зарубежные партнёры арестовали наши 300 млд. долларов, находящиеся в их банках».
Спрашивается, а зачем там лежат наши деньги, может быть для укрепления экономики России? Да, и потом, партнёры, они и есть – партнёры: попользовались и бросили. В партнёрстве совсем не важно, кто и когда бросает: он – её, она – его, или они – нас. Демократия, понимаете ли!
Получается, что и мы воспитываем нашу молодёжь на принципах партнёрства. Это теперь у нас такой патриотизм. Сообщают учащимся об инфляции на Западе после введения санкций против России и ничего не говорят про уровень инфляции накрывшей в это время саму Россию. Почему наших детей должна волновать экономическая ситуация в чужих странах, а не экономическое состояние своей страны? Как всё это соотнести с патриотизмом, основная заповедь которого – любовь к своей стране, не очень понятно.
И потом, причем здесь инфляция, если мы изучаем историю России? Получается, что полноценного учебника, именно по истории, так и не получилось, поскольку такое издание должно, прежде всего, базироваться на исторических исследованиях, а мы получили выполнение заказа на описание «правильной демократии», вот только она, как была, так и остается рыночной, хотя и с менее выраженным акцентом на стихийность. Государство сосредоточилось!
Если же говорить о настоящем патриотизме, который впитывается с молоком матери и поддерживается соками родной земли, то о нём писать не нужно: он либо есть, либо его нет. Доказывают это наши мальчики на полях сражений за русскую землю – своей кровью доказывают любовь к Родине, а те, кто уже сбежал от страха за свою жизнь или кто собирается это сделать, – им никакой учебник не поможет.
Так что основная ментальная установка учащихся, она не на патриотизм, а на либерализм, который можно вместить в одну фразу – «стань успешным». И что больше всего меня поразило, это цитаты слов В.В. Путина, размещенные в учебнике. Одна из них гласит:
«Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории».
Что правда, то – правда, только почему тогда у молодёжи продолжают формировать неотступное желание следовать выбранному политическому курсу в рамках демократической системы ценностей, которая стала для народа нашей страны «крупнейшей геополитической катастрофой».
Как-то всё не очень состыкуется в учебнике: желаемое противоречит действительному, не говоря уже о том, что и глобализм не чужд нашему движению «вперед». Очень похоже на «дурдом». А как сказать по-другому, и не знаю.