Недавно поговорили с вами про аннексию Кореи Японией, я решила еще один аспект этой трагической странички длиною в 40 лет затронуть.
Как так происходит, что одного обижают, а никто не заступается?
И у людей и у целых народов такое случается, к сожалению. Давайте вспомним кто как относился к несправедливости.
Выжать все возможное из слабых государств пытались более сильные всегда. И если пахло выгодой, европейские стервятники слетались тут же.
Позиция США по отношению к аннексии была благосклонной. Еще в октябре 1907 г. Тафт, выступая в Токио, заявил следующее:
Япония на законном основании предприняла реформы в соседней стране, являющейся архаическим государством, управляемым, причем, дурно управляемым, на основе методов XV века…
Мы живем в эпоху, когда вмешательство сильного государства в дела народа, не имеющего правительства, способного поддерживать закон и порядок, с целью помочь этому народу создать лучшее правительство, становится национальным долгом и служит прогрессу.
Фактически подписав тем самым «свободу рук в Корее».
Будущий 27 президент США имел опыт "доения": Филиппины, Куба, Доминикана, Никарагуа и др. ощутили его "долларовую дипломатию" в полной мере.
В 1909 г. Извольский (наш министр иностранных дел) заявил английскому представителю в Петербурге, что осуществление японских планов относительно Кореи имеет отрицательные последствия для международного положения на Дальнем Востоке. После этого английский посол в Токио Макдональд выразил сомнение министру иностранных дел Японии Комура в своевременности и целесообразности аннексии.
Однако японские дипломаты убедили министра иностранных дел Англии Э.Грея поддержать их домогательства в Корее. В 1910 г. Э.Грей заявил японскому послу в Лондоне:
Великобритания не будет препятствовать каким-либо образом укреплению японских позиций в Корее.
Также Грей выразил пожелание, чтобы торговый договор, заключенный Англией в Корее, сохранил свою силу после аннексии.
Японцы обещали учесть пожелания "партнеров", когда будет осуществлять присоединение Кореи.
Соглашение Англии на аннексию Кореи развязывало руки Японии, тем более, что аналогичную позицию заняла Германия.
Заручившись поддержкой Великобритании, японские власти форсируют наступление на Корею. 30 мая 1910 г. генерал-резидентом Японии в Корее был назначен военный министр генерал Тераути, и в дальнейшем аннексия Кореи осуществлялась под прямым руководством военного ведомства, так как Тераути сохранил за собой пост военного министра. В Корею были направлены воинские части, жандармы.
21 июня был издан императорский указ об учреждении особого бюро для управления японскими колониями, к числу колоний были отнесены: Тайвань, Южный Сахалин и Корея.
Таким образом, еще за два месяца до подписания акта об аннексии Корея была официально объявлена японской колонией.
23 июля 1910 г. в Сеул под усиленной охраной прибыл генерал Тераути. Шли последние приготовления к полной ликвидации корейской государственности. Все политические партии и общественные организации в Корее были распущены.
Часть газет была закрыта, оставшиеся – поставлены под строжайшую цензуру.
Санкционированный японским правительством проект японо-корейского договора был подписан 22 августа и вступил в силу с 29 августа.
Договор об аннексии должен был прикрыть агрессивный акт насильственной ликвидации национальной независимости Кореи. В договоре указывалось, что император Кореи
полностью и навечно уступает императору Японии всю власть над Кореей», а император Японии выражает на это свое согласие и подтверждает присоединение Кореи к японской империи.
Японцы стремились представить мировому сообществу происходящее как меры необходимы:
По всему полуострову царит беспокойство и беспорядок, мешающие Японии осуществлять намеченные реформы… Тщательное изучение корейской проблемы убедило японское правительство, что режим протектората не может быть применим при данном состоянии дел в Корее, и что ответственность, падающая на Японию за надлежащее управление страной, вынуждает его прибегнуть к полной аннексии Кореи японской империей.
Ни одна из держав не протестовала против аннексии Кореи Японией. Правительства проявляли интерес лишь к защите экономических интересов своих государств.
Тафт в послании Конгрессу благосклонно отозвался о захвате Кореи Японией и указал на обязательство последней "не нарушать права американских граждан".
Что касается Германии, то статс-секретарь по иностранным делам Кидерлен-Вехтер, прежде чем предпринимать какие-либо шаги в связи с аннексией Кореи, запросил германское посольство в Лондоне относительно позиции Англии. Посол в Лондоне граф Меттерних сообщил, что правительство Великобритании не будет выступать против аннексии, что оно удовлетворено обещанием Японии сохранить на 10 лет существующий в Корее таможенный тариф и право прибрежного плавания. Затем Меттерних писал, что английское правительство не возражает против немедленного уничтожения консульской юрисдикции, а в отношении частных предпринимателей – иностранцев Япония, по имеющимся в Лондоне сведениям, "кажется, склонна пойти навстречу" и сохранить их права.
Германия, в своей привычной манере, стремилась установить также общность действий с американским правительством по дальневосточным делам.
Получается, что всем было плевать на бедных корейцев?
Нет, конечно. Жалко их было, да и экономические интересы присутствовали. У того же Китая, например. На втором месте после Японии по ввозу товаров в Корею стояла Англия, затем шли Китай, США, Германия.
В китайской печати появился ряд статей, резко критиковавших политику Японии. В связи с этим японский посланник в Пекине обратился к китайскому правительству с требованием запретить публикацию антияпонских заявлений в китайских газетах.
Русский генеральный консул в Сеуле с 1909 года, Александр Сергеевич Сомов,
наблюдавший деятельность японских колонизаторов в Корее после аннексии, писал:
Захватчики отобрали все веками накопленные сокровища богатого корейского дома, многочисленные дворцы, сады, всевозможные угодья, деньги, редкие образцы старинного искусства.
Японские колониальные власти стремились задушить национальную культуру корейского народа.
Закрывались корейские школы, и ограничивалось издание книг и газет на корейском языке.
Японцы хотят убедить корейцев, что они не являются нацией, лишить их образования и использовать как дешевую рабочую силу.
Это снова Сомов.
Общественное мнение многих стран мира отрицательно оценивало действия Японии в Корее. Но из-за поддержки США и европейских держав, ни Китай, ни российское правительство не решались выступить против присоединения Кореи к Японии.
Но это до поры)