Лето близится к концу, но это вовсе не значит, что больше не будет знойных дней. Некоторые в сентябре отправятся на авто к морю. Именно при поездках на дальние расстояния водители чаще всего замечают, что с повышением температуры воздуха машина хуже реагирует на педаль газа.
Чем выше температура, тем ниже плотность воздуха и меньше в нем кислорода. Если в одном кубометре воздуха при -20°C будет содержаться 1,4 килограмма кислорода, то летом при +30°C – всего 1,16 кг, то есть примерно на 20% меньше при одном и том же атмосферном давлении. Поэтому становится трудно дышать не только человеку, но и мотору.
Наиболее заметно влияние температуры воздуха на мощность двигателя на старых карбюраторных автомобилях. Система питания топливом не была рассчитана на изменение параметров смеси в автоматическом режиме. Если температурный режим менялся в течение одной поездки, например, в горы и обратно, то автомобиль реагировал на состояние атмосферы очень ярко. Чем менее плотным становился воздух, тем тяжелее мотору было тянуть автомобиль.
Сейчас за приготовление смеси отвечает не карбюратор, а электроника, меняющая настройки впрыска с получением так называемой стехиометрической смеси, которая при данных условиях сгорает полностью без остатка вредных газов.
В зависимости от температуры окружающего воздуха должно меняться и соотношение воздуха и бензина в готовящейся топливной смеси.
В пределах привычных для средней полосы температур электронный блок управления может корректировать идеальный состав, но с наступлением экстремальной жары выше 35°C возникают трудности. Электроника не может полностью компенсировать потери при впуске. А так как для нормального сгорания одной части топлива требуется около 15 частей воздуха, то с уменьшением его плотности кислорода не хватает.
На низких оборотах задыхающийся мотор еще может всасывать из атмосферы необходимое количество кислорода. Однако если обороты поднять к 4000, то воздуха уже не хватает, чтобы справиться с нагрузкой. Снижается подача топлива, и мы наблюдаем падение мощности силового агрегата. Разгон получается медленный.
Немного лучше себя ведут турбированные агрегаты. Они имеют наддув, который повышает давление в два раза и более, а интеркулер охлаждает проходящий во впуск воздух, делая его более плотным. Однако при жаре в 35°C моторы все равно не могут выйти на проектную мощность. Поэтому необходимо чаще прочищать радиатор интеркулера от накопившегося мусора, чтобы поднять его эффективность в жару.
Еще одна причина неустойчивой работы мотора летом – воздушный фильтр. При загрязненном старом фильтре, который не менялся больше года и прошел зиму, ездить при высоких температурах опасно. Фильтрующий элемент еще больше высыхает, пыль дорог поднимается и загрязняет ячейки. Тогда проблема недостатка воздуха тут же усугубляется. Хорошо, что грязный фильтр можно снять и вытряхнуть.
Кроме того, в жару топливо испаряется в баке и вновь конденсируется на стенках в ночное время. Происходят скачки давления, которые при неисправном или закисшем клапане создают противодавление в баке и препятствуют поступлению топлива в систему питания. Поэтому на старых машинах следует иногда открывать крышку бензобака, чтобы выровнять давление в резервуаре. Тогда насос не будет испытывать повышенных нагрузок.
auto.mail.ru, aif.ru
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1505/auto/003249/.
Архив статей газеты ~ № 34 (1505) 22 августа ~ 2023 год.