Найти тему

"Механизм памяти, как устроен и чем смазывать".

Бывали ли у вас случаи, когда вы забывали о чём-то важном и это приводило к неприятным последствиям?
Она используется нами повсеместно, будь то поход в магазин без списка продуктов, выбор маршрута до дома или выступление со сцены. От неё зависит обучаемость и продуктивность:чем лучше вы запоминаете, тем выше ваша работоспособность. Не говоря о том, что на основе памяти строится наше представление о себе. Важно иметь хорошую память, ведь если забыть купить молоко- не страшно, то забыть забрать ребёнка из садика или поздравить тёщу- уже рискованно. Так почему это происходит и как она устроена- эта память?

Память- это способность мозга, направленная на запоминание, накопление и применение информации. Носителем информации являются не отдельно нейроны, а комплексы нейронных сетей. Новые реакции вырабатываются и запоминаются нервной системой либо на основе создания новых связей между имеющимися нейронами, либо на изменении эффективности имеющихся связей. То есть

Из каких процессов состоит память?

Запоминание
— это процесс, благодаря которому происходит фиксация информации. Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, основа произвольного запоминания— результат работы мышления над полученным материалом.
Хранение — процесс, отвечающий за накопление и усвоение информации. Благодаря сохранению опыта, мы обладаем способностью к обучению и развитию.
Воспроизведение и узнавание — процесс использования накопленного опыта: сопоставление объекта и его образа в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании, как окно рекламы в браузере.
Забывание — утрата информации, большему риску подвержены малозначимые детали. Бывает частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).

Какие виды памяти существуют?
По продолжительности:
Сенсорная память:
Она характеризуется временем устойчивого хранения информации до 20 секунд и при неповторении, предшествующая информация разрушается при превышении 30 секунд под воздействием вновь поступившей информации.
Кратковременная память:В кратковременную память поступает информация из долговременной памяти, с помощью управляемого и спонтанного вспоминания. Также, сюда поступает, обработанная нами информация, выделенная из сенсорной памяти.К сожалению, её ёмкость ограничена.В ходе опытов Джордж Миллер выявил, что её ёмкость составляет около 7±2 объекта.Но, ёмкость кратковременной памяти может быть увеличена с помощью группирования, состоящего в разбивке большого пласта информации на мелкие фрагменты и последующего объединения элементов в единый комплекс, который для памяти становится одним целостным объектом.Благодаря этому обеспечивается легкий доступ памяти к исходному массиву информации в целом. Примером служит, тенденция разбивать номер телефона на нескольких групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделённых на 2 группы по две.
Долговременная память:Долговременная память, время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память.В отличие от сенсорной и кратковременной памяти, объекты долговременной памяти является частью подсознания.Она может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни)и включает в себя три зоны: активную, содержащую легко воспроизводимую, регулярно используемую в повседневной жизни информацию; пассивную, используемую не так часто, например, с информацией об иностранных языках или далеких знакомых и латентную, требующую для извлечения информации подсказок

По содержанию:
Эмоциональная память
– способность помнить чувства и переживания, а также их отношение к какой-либо ситуации из жизни. Если бы у нас отсутствовал этот процесс, мы бы походили на роботов, что не умеют выражать свои чувства. Напомним, что умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.
Образная память- способность запоминать образы, которые основаны на опыте наших органов чувств. Вследствие чего, образная память делится на:Зрительную(фиксирование образов предметов или людей);Слуховую (образ звуков, которые когда-либо были услышаны); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал);Обонятельную (образ запахов, связанные с каким-то воспоминанием);Тактильную (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).
Двигательная память – вид памяти, благодаря которой мы закрепляем практические навыки:езда на велосипеде, управление машиной, плавание и многое другое. Она же позволяет нам доводить их до автоматизма.
Словесно-логическая память - отвечает за закрепление слов, суждений и мыслей. Она разделяется на механистическую и логическую. Механистическая- запоминание за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации.Логическая составляет смысловые связи в запоминаемых объектах.
Топографическая память- отвечает за запоминание местности и ориентацию в ней.
Автобиографичная память - наша память о нас самих.
По цели:
Тут всё просто , когда мы намеренно что-то запоминаем- произвольная, когда оно само- непроизвольная.
Что влияет на качество памяти?
Связь между сном и памятью.
При депривации(нарушение или отсутствие) сна на 36 часов, способность воспроизводить информацию снижается на 40%. Так же информация связанная с ярким эмоциональным подтекстом запоминается гораздо лучше. Но, при недостатке сна, сложнее всего вспомнить информацию с нейтральным эмоциональным подтекстом, а ещё сложнее с позитивным, в то время, как с негативным опытом проблем не возникает. Исследования показывают, что улучшение памяти происходит только после нескольких часов сна, в независимости от времени суток.
Стресс.Также выявлен, что длительный стресс уменьшает качество памяти на 8- 12%.( 8% выявлено у ветеранов Вьетнамской войны, а 12% у детей переживших жестокое обращение.)
Физическая активность.Учёные Калифорнийского университета в Дэвисе, выявили положительное влияние физ. нагрузок, отмечено, что 20 минут активности вполне достаточно. Обусловлено это повышением глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот в головном мозге, которые необходимы для многих процессов умственной деятельности и настроения.Если начать следить за своим сном, физической активностью и уровнем стресса, то можно улучшить свою память, а что делать, если вы хотите быстрее запоминать информацию? Об этом вы можете прочесть в статье о Мнемотехниках, на моём канале.
Как улучшить память?
Помимо того, что необходимо снизить уровень стресса, вести активный и здоровый образ жизни- можно включить в рацион продукты с повышенным содержанием йода: жирную рыбу(треска, тунец, кальмар);фрукты(цитрусовые, яблоки, хурма);овощи(огурец,чеснок). Йод нужен для полноценного функционирования щитовидной железы, которая отвечает за уровень тиреоидных гормонов память, что в свою очередь, влияют на память. Да и тренировки памяти не будут лишними.
Тренировка памяти:Тренировка памяти происходит постоянно и зачастую не осознанно, для этого необходимо постоянно что-то запоминать. Будь то список список продуктов, имена , дата рождения тёщи, график работы детского сада. Существуют способы, которые позволят легче запоминать новую информацию их называют мнемотехниками. Но для начала познакомимся с законами памяти, которые нам позволят лучше понять её механизм работы.
Законы памяти:
1.Необходимо заранее обозначить для себя важность поставленной задачи.
2.Внимательно прочитать и "пропустить через себя". Найти в тексте что-то интересное.
3.Выстроить ассоциации между новым и уже известным материалом. Здесь надо хорошо постараться над запоминанием.
4.Текст лучше запоминается, когда идёт в связке с эмоцией или образом. Ведь в таком случае задействуется несколько видов памяти.
5.Мы лучше запоминаем начало и конец текста, чтоб запомнить весь массив информации, нужно разбить его на небольшие фрагменты, и делать паузы для осознания информации.
6.Многократно повторять новый материал.
Упражнения для развития памяти:
1.Чтение в слух- помогает запомнить усвоить изученный материал, задействует не только словесно-логическую, но и слуховую память. Позволяет запомнить слова, увеличивая лексикон( словарный запас) и улучшают дикцию. Для этого читайте вслух- чётко, не проглатывая окончания с эмоцией и интонацией. Необходимо читать ежедневно от 10 минут в день.
2.Изучение иностранных языков. Тут тренировкой памяти является запоминание правил, слов. Задействует ся словесно-логическая, слуховая, образная .
3.Заучивание стихов. Ко всем остальным видам памяти добавляется эмоциональная.
4.Прокручивание и анализ событий дня.
Память- довольно сложный механизм на ряду с вниманием и мышлением. Важно помнить, что тренировки не дадут мгновенный результат. Ведь это процесс над ним нужно работать, постепенно увеличивая объём и сложность. Также необходимо всячески себе помогать- заводить чек-листы, вести заметки, отмечать важные даты на календаре. Дабы не нагружать память и освободить место для информации, что необходима здесь и сейчас.
Успехов в ваших начинаниях и до новых встреч на моём канале!
С уважением, М.Б.