В этом году исполняется 135 л. знаменитому конструктору а весной исполняется 90 лет как не стало известного изобретателя.
11 марта 1934 года было сообщено о смерти Петра Владимировича Можарова - создателя первых ижевских мотоциклов, организатора серийного производства мотоциклов Л-300 в Ленинграде, Иж-7 в Ижевске и ПМЗ-А-750 в Подольске. Его ученики в дальнейшем будут продолжать работу над моторизацией страны не только в этих городах, но и Ирбите, Москве, Серпухове, Запорожье.
Смерть Петра Владимировича наступила при загадочных обстоятельствах. Официальная причина - самоубийство. Сначала сообщалось о том, что он утонул во время купания, затем - что застрелился. Напомним, эти события произошли в Сочи в пустующем санатории, куда он получил путёвку за организацию производства ПМЗ-А-750. Каждый день он отправлял домой телеграммы, всё шло своим чередом, но, 11 марта 1934 года, как гром среди ясного неба, было объявлено о его смерти.
Быть может загадка смерти Петра Владимировича будет разгадана, но сейчас - это белое пятно в его биографии. Его дворянское происхождение, загадочное последнее письмо и тот факт, что он часто ездил заграницу лишь добавляет простора для фантазий о том, было это убийство или нет.
С годами могила Петра Владимировича была утеряна, и случайно обнаружена лишь в 2015 году. Местонахождение: Мемориал ВОВ, Сочи.
Фотографии: последнее письмо П.В. Можарова своей жене Варваре (ниже есть текст), последнее фото П.В. Можарова (январь 1934), похороны П.В. Можарова, на последних двух фотографиях - могила П.В. Можарова в 2017.
Видео: Ижевский репортаж о нахождении могилы П.В. Можарова, а также рассказ Игоря Череменского о том, как мотоклуб ADRENALINE HUNTERS МС SOCHI участвует в сохранении обнаруженного памятника.
В связи с тем, что почерк в письме трудно разобрать, выкладываю сюда текст в машинописном варианте:
Дорогая Варя!
Последние дни как будто бы лучше, а врачи, чувствую, умалчивают и ошибаются. 17 лет я работал без отпуска, известный своими работами начиная со Сталина и Ворошилова, кончая любым Динамовцем. «Даёшь советский мотоцикл!» - кто это знает, сколько ухлопано сюда крови?
А я боюсь, что меня посадят здесь под колпак (в больницу). Я писал председ. Автодора А.М. Лежава, чтобы он через ЦИК (М.И. Калинина» не ожидая сообщения о моей «кончине» в местной больнице Сочи, дал дирекции Ривьеры распоряжение отправить…
Как бы то ни было, мне дьявольски хочется работать в это время, когда моё кровное дело «Сов. Мотоцикл» наконец красуется на выставке Партсъезда.
То же самое я написал и А.Н. Семашко (бывш. Нарком», который всё время интересовался моими работами.
Интересует вопрос – как Орджоникидзе и других.