Не зря говорят, что труднее всего скрыть равнодушие: скрыть любовь или ненависть не так сложно.
Испокон веков люди обсуждают сущность человека и её самый глубокий уровень. Китайская философия говорит, что "изначально" человек добр, а зло в мире является "привнесенным".
Западная традиция, напротив, видит человека изначально порочным. Большинство пороков сдерживаются извне. Есть даже книга с говорящим названием "Наше преступное общество".
В книге Евгения Бульбы "Золотые правила Будды" мимолетно высказана очень интересная мысль: если погрузиться "вглубь человека", то первым, "поверхностным" уровнем будет уровень зла, более глубоким - уровень добра.
Но есть ещё один, почти недосягаемый уровень, на котором человек нейтрален.
Как видим подход буддизма к сущности человека в вопросе добра и зла созвучен китайскому подходу, однако отличается в выгодную сторону именно введением "нейтрального" уровня.
Действительно, вряд ли можно далеко уйти, если видеть в каждом злодея (не в теории, а как злодейскую сущность). Если признать всех людей злодеями, которые создали культуру, чтобы "сдерживать друг друга", то тогда следует всю планету сделать тюрьмой и наказывать максимально строго. Но за что наказывать? За проявление своей прочной сущности?
Нет. Начиная с Чезаре Беккариа, мир все больше захватывает мысль, что уголовное право создано для исправления человека и возмещения вреда, а не как ритуал над теми, кто не смог обуздать себя.
Но если человек нейтрален по своей сути, то равнодушие является частью его сути. А значит, именно равнодушие говорит о человеке гораздо больше его любви и увлечений, а его ненависти-тем более.
К чему мы равнодушны?
- К тому, через что прошли с отвращением и не хотим от этого бежать.
- К тому, в чем мы разочаровалась, но не озлобились.
Словом, мы равнодушны к лишнему - тому, что не наше, что не должно управлять нашей жизнью.
Именно лишнее, к которому мы равнодушны, описывает нас такими, какими мы являемся. Как правило, совокупность того, к чему или к кому мы равнодушны, отражает наш опыт, как правило, отрицательный. Равнодушие становится победой человека над этим отрицательным опытом.
Худшим проявлением равнодушия является безразличие к себе самому.
Если человеку безразличен он сам, то у него нет опыта преодоления ненависти к себе за то, чего он ещё не достиг.
Нет у него и любви к себе. А полюбить себя самого часто сложнее, чем другого.
Итоги
Мы пришли к выводу, что единственным вредным видом равнодушия является равнодушие к себе самому. Мы оставили за рамками рассмотрения чрезвычайных ситуации, когда пройти мимо нельзя. В вопросах же отношения к людям, вещам и процессам равнодушие уместно и по нему мы можем сказать о человеке очень многое.
Спасибо за внимание!