Последнее метро, начатое в СССР. Единственное - на Урале. И, по уральским слухам, "отобранное у Перми" благодаря харизме Б. Н. Ельцина (но это не точно).
***
В первый раз спуститься в метро Екатеринбурга нам довелось в январе 2022 г.
Тогда мы были на своём транспорте, жили на Метеогорке (то есть совсем, не рядом с метро, а в восточной части города) и прокатиться в подземке решили больше ради забавы.
Следующая поездка в столицу Урала случилась через 1,5 года и уже на поезде.
В отсутствие своего авто жилье выбирала в центре, поэтому метро пользовались активно. Проехали 6 из 9 станций метрополитена.
На мой неискушенный взгляд, Екатеринбург красив не только над землей, но и под ней. Жаль, что не проехала все 9 станций.
Станции метро Екатеринбурга
Историческая справка:
- Длина метро в Екатеринбурге - 12,7 км (с севера на юг)
- Средний перегон - 1,4 км
- Время в пути от первой до последней станции - 19 мин
В метрополитене Екатеринбурга 1 ветка на 9 станций.
Строительство метрополитена началось 28 августа 1980 г со станции "Уральская". Сейчас эта станция встречает тех, кто приехал поездом или автобусом на северный автовокзал.
В следующие 3 года были заложены котлованы под "Машиностроителей", "Уралмаш" и "Проспект космонавтов".
Окончание строительства планировалось в 1989 году, но первые станции официально заработали с 26 апреля 1991 г.
Длина путей на тот момент составляла всего 2,7 км (или полчаса пешком).
Начатую первой "Уральскую" закончили только 22 декабря 1992 г. Поэтому при запуске станций было не 4, а 3: "Проспект космонавтов", "Уралмаш", "Машиностроителей". (см. галерею)
Всего 3 станции, но все-таки уже метро! Екатеринбург как город-миллионник ждал этого события больше 20 лет: с 1967 г.
Работники метро вспоминают, что первые пассажиры специально ехали с разных концов города, чтобы прокатиться на долгожданной подземке, а потом на автобусе уезжали обратно.
"Машиностроителей", "Уралмаш" и "Проспект космонавтов" - станции мелкого заложения: их глубина 6-8 м.
Но дальше строить без погружения было уже невозможно: метро должно было проходить под городским прудом, плюс важно было сделать так, чтоб не пострадали фундаменты зданий в исторической части города.
Однако на глубине начинался выход пород. Урал, горы...
"Уральская" и последующие - станции глубокого заложения (30-40 м). Для их строительства требовалась сложная и дорогая бурильная техника. Либо тяжелейший ручной труд - в 1990-х его было немало.
Метростроевцы, стоя в воде, отбойным молотком пробивали отверстия в породе. Потом в нее вставляли взрывчатку и подрывали пласт.
Еще 2 часа после такого дробления работать было нельзя - приходилось ждать, пока осядет пыль.
Тем не менее в 1994 г открыли центральные станции: "Площадь 1905 года" и "Динамо".
Ну а потом суровые 90-е догнали и метрополитен Екатеринбурга. Проблемы с финансированием, задержки зарплат, забастовки, голодовки и даже самоубийства метростроевцев.
Чтобы выжить, рабочие продавали щебень - отход бурения породы. Руководство закрывало на это глаза. Сложные годы страны - сложные годы для метро...
Следующей станции пришлось ждать 8 лет. "Геологическая" 30 декабря 2002 г стала новогодним подарком столице Урала.
Сейчас на "Геологической" можно выйти в город или в ТРЦ "Гринвич" (откуда мы и попали в метро зимой 2022 г). Дополнительный вестибюль тут появился летом 2019 г, относительно недавно.
Зимой 2022 г. на входе в метро стояли такие симпатичные зверята. Сейчас их нет.
Зато осталась красная телефонная будка.
И астролябия.
А еще фонтан. Не видели его в 2022 г.
На "Геологической" и в "Гринвиче" интересно, но вернемся к метро.
Последним построили самый длинный участок: от "Геологической" до "Ботанической". На него потребовалось 9 лет.
Станцию торопились сдать к приезду президента - им тогда был Д. Медведев. Торжественное открытие прошло 28 ноября 2011 г.
Но если посмотреть на схему метрополитена, возникает вопрос. Между "Геологической" и "Ботанической" должна быть "Чкаловская" - где она?
Из-за проблем с эскалаторами ее открытие затянулось на 8 месяцев. Все это время пассажиры проезжали "Чкаловскую" без остановок.
На мой взгляд, очень интересная станция.
Посвящена беспосадочному перелету Валерия Чкалова через Северный полюс.
Когда оказалась тут впервые, испытала стыд, что ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ про этот перелет.
Единственное, что всплывало в памяти с именем Чкалова - его трюк под мостом (что, как выяснилось позже, вообще художественный вымысел).
Именно станция метро "Чкаловская" в Екатеринбурге вдохновила впоследствии заехать в Чкаловск Нижегородской области - на родину великого летчика (подробнее - тут).
"Чкаловская" введена в эксплуатацию 28 июня 2012 г.
Почти 32 года ушло на строительство первой линии Екатеринбургского метро от закладки первой станции "Уральская".
Слова "первая линия" подразумевают, что будет и вторая, и даже третья. Такой проект развития дан на сайте Метрополитена Екатеринбурга.
Здорово, что в проект закладываются перспективные линии, но с учетом дороговизны и сложностей при строительстве уральского метро, кажется, что открытие будет не скоро.
Впрочем, по слухам, уральское метро должно было появиться не в Екатеринбурге, а в Перми.
И только благодаря Б.Н. Ельцину, который вовремя съездил в Москву, в ЦК партии, подземка появилась в столице Урала, а пермяки до сих пор ждут своей очереди...
Сколько стоит проезд в метро Екатеринбурга
Метро Екатеринбурга работает с 6:00 до 24:00.
Интервал движения поездов - от 5 до 12 мин в зависимости от времени и дня недели.
На всех станциях - интроскопы. Пока не проверят твою сумку и тебя, в метро не попадешь. Не особенно удобно, но в современных условиях - объяснимо и понятно.
Проехать можно по электронной транспортной карте, по жетонам или просто расплатиться банковской картой.
Жетоны - из Московского метрополитена.
Но в этот раз мы их не покупали. Платили банковской картой. Проезд 33 руб.
Причем, карта одна, но опознавалась на разных станциях по-разному, как видно на скрине.
Метро Екатеринбурга хоть и не длинное, но весьма красивое. Здесь чувствуется уральский дух, тут интересно и приятно находиться.
Кстати, в метро водят экскурсии! Но только для тех, кому уже исполнилось 18 лет - с детьми сюда нельзя. Экскурсия ночная - продолжается, пока поезда не ходят.