Дело в том, что в 1812 году существовало несколько икон Смоленской Божией Матери Одигитрия. Одна икона (так называемый первосписок иконы Смоленской Богоматери, с легендарным происхождением от святого луки, доставленный на Русь при владимире Мономахе) была взята из Смоленска в Москву и находилась в Благовещенском соборе, а в 1436 году была возвращена в Смоленск. перед возвращением с иконы была снят точный список ("мера в меру"), котрый и перенесли из Кремля в Новодевичий мтнастырь. основанный в 1524 году по случаю присоединении к Московии Смоленска, арнее принадлежавшего Великому княжеству Литовскому. В августе 1812 года пр оставлении Смолнеска русскими войсками первообраз вывезли в Москву. На Бородинское поле была доставлена другая икона, точнее еще один список иконы Смоленской Божией Матери (1612),с тоявший в надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского Кремля (храм над Днепровскими воротами). Она поражает своей величиной и какой-то особой суровостью лика Богородицы, что и неудивительно - источником ее является Одигитрия Влахернская из Константинополя. Гигантская икона эта была вывезена армией из горящего Смоленска и таким образом оказалась на Бородинском поле.
После утомительного отступления, продолжавшегося два месяца, новый главнокомандующий генерал-фельдмаршал Михаил кутузов решил дать противнику долгожданное генеральное сражение. И хотя позиции на полях под Бородином и не были так уж хороши, но психологически дальнейшее отступление казалось невозможным: с одной стороны, армия, измаявшис при отступлении, требовала битвы, с другой - проивник после взятия Смоленска буквально сел русскому аръергарду на плечи, не давая ни минутной передышки. Битва была необходима всем.
Кутузов приказал войскам остановиться и готовиться к бою, поспешно укреплять занятые позиции. На это было отпущено макисмум два-три дня. Французам удалос сбить русские полки с Шевардинских высот, гсоподствовавших над всей местностью. Там сразу же разместился наблюдательный пункт Наполеона.
Фрашцузы были воодушевлены - наконец-то долгожданная битва состоится, да еще в таком месте! Как известно, в России эту битву называют Бородинским сражением, во Франции - Московским, но не по имени фланга, а по названию реки. Когда французская конница со своего левого фланга дошла до первой воды и стала поить коней в какой-то реке, вдруг выяснилось , сто это не просто речка, а верховья Москвы-реки, текущей через русскую столицу. Эта весть, вызывая восторг, распространилась по французским полкам. Наполеон, узнав об этом, сказал: "По имени этой реки назовем завтрашнюю победу". Действительно, битва эта во Франции называется "Битва при Мосвке-реке". На Триумфальной арке в Париже место памятной для обоих народов битвы обозначено как Moscowa.
По-разному провели противники последний день и ноч с 25 на 26 августа. Одни готовясь к бессмертию, другие к встрече с Богом.
В традициях наполеоновской армии было готовиться к битве как к празднику. За этим стояла идеология Французской революции, черты французского менталитета, впитавшего многое от античности с ее культом героя, поянтиями Славы, Бессмертия, достигаемого не молитвой.а воинским подвигом. Умирать не страшно не потому, что "все там будем", а потому, что подвиг обессмертит героя.
Иначе было на русской части поля. Многие свидетели сообщают о необыкновенной тишине в тот день и вечер на русских позициях. Мемуарист князь Н.Б.Голицын писал: "Глубокая тишина, которая господствовала повсюду, была предвесником грозы. По всей линии провозили икону Божией Матери Смоленская и каждый из нас мог приготовиться с благоговением к принесению себя в жертву царю и отчечеству. Величественная минута, аоторая никогда не изгладится из памяти моей!"
Действительно, в русском лагере готовились не к подвигу во французском понимании, а к жертве во имя России. Федору Глинке все это напоминало приготовление к Куликовской битве - тысячи и твсячи людей вставали на колени, припадали к земле и грячо молились Богу., прося у Него победы и жизни. Возможное поражение воспринималось как исполнение воли Божией, наказание, кара за прегрешения. Русские солдаты перед боем надевали чистые рубахи - так традиционно в русских деревнях обряжают покойников. Фпанцузы же, дети атеистической революции, видя на русской стороне хоругви и священников, потешалис над "средневековьем" русских. Это были два мира, которым не было суждено понять друг друга.
Гений Наполеона был непредсказуем. Сотни тысяч людей видели, как он раз за разом, ан протяжении 10 лет побеждает всех своих противников. Все его движения и действия записывались, изучались, но повторит его ошеломляющих побед никто не смог. Да это и понятно, ибо военное искусство - такой же феномен, как искусство живописи, мызвки, стиха. Гений неповторим.
Состязаться с Наполеоном во встречном бою было бессмысленно и невозможно, но вот в обороне дело могло и сладиться, имея в виду традиционную стойкост русских солдат.
Поэтому главной диспозицией русской армии на Бородиснком поле были слова: "Стоять и умирать!"
#николайсамокиш #Кутузовобъезжаетвойска25августа1812года"#бородино #наполеон #бородинскаябитва
Это были два мира, которым не было суждено понять друг друга.
25 августа 202325 авг 2023
4 мин