Найти тему

Белая пропаганда разоблачена: искажения и ложные обвинения в изображении большевиков в Гражданской войне.

В течение долгого времени этот предмет был хранится в запасниках Национального музея Татарстана, без возможности быть выставленным. Теперь его можно увидеть на выставке "СССР. 70 лет в истории". Речь идет об агитационном плакате "Ох, ты, яблочко", на примере которого можно сравнить подходы к пропаганде большевиков и белогвардейцев.

Военные конфликты, возникшие в начале ХХ века, сильно отличались от всех предыдущих войн. Это было связано не только с появлением нового оружия, но и с огромной ролью пропаганды. Гражданская война в России не стала исключением. Однако нам хорошо известна большевистская пропаганда, в то время как представление о противнике в белом движении намного реже встречается. "Ох, ты, яблочко" - это пример такого плаката, напечатанного в 1919 году в Ростове-на-Дону. На нем изображен казак, защищающий Донской край от большевиков.

Для современных людей такой плакат может показаться понятным. Однако стоит учитывать, что визуальная культура столетия назад была совершенно иной, и часть символов могла быть непонятной. Плакат содержит сложную текстовую информацию, которую не могли понять многие, так как к 1920 году только 6% жителей России были грамотными. Плакат имеет несколько уровней значений: борьба против большевиков, борьба христианского воинства с антихристом и образовательный, культурный уровень, пытающийся противопоставить образованных людей необразованным большевикам.

-2

Появление агитационных плакатов в России связано с началом XX века. Хотя традиция крестьянских картинок - лубков - существовала в Российской империи, агитационные плакаты появились только во время русско-японской войны в 1904 году и стали широко распространены только десятью годами позже, во время Первой мировой войны. Гражданская война стала настоящим сражением агитаторов, где плакаты были одним из самых эффективных орудий.


Рисунок на плакате "Ох, ты, яблочко" прост в своей форме, но содержит несколько уровней смысла. Он выполнен в лубочном стиле и содержит библейские символы. Яблоко, как запретный плод, и образ Георгия Победоносца, пронзающего зло копьем. Большевистские плакаты были более простыми и понятными, и, следовательно, более эффективными.

-3