Наверное я очень бездуховная личность.
Никогда не понимал - зачем монахи забираются в горы. Жить там почти невозможно, а молиться можно и в более удобных равнинных местах. Хотя и стремление аскетов жить в комариных болотах мне понятно не более.
Причём те, кто жил в болотах, всё же делали доброе дело - своими беспримерными трудами приводя местность в порядок, основывая Лавры и мирские поселения.
Или вот, к примеру, Валаам. Или Соловки. Или... Сколько их, этих намоленных славных мест на Руси. Но ведь при всей суровости этих краев приход туда монашествующих всегда был связан с миссией к аборигенам, а вовсе не с желанием сбежать от мира для того, чтобы истязать свою натуру.
Да и как молиться, когда под ногой зыбкая скальная почва и любое неверное движение без всякой молитвы способно вознести тебя к Господу? Чик - и ты уже на Небесах!
#####
Сегодня мы решили пойти с утра пораньше поглядеть пещеру местно чтимого отшельника - св.Евпатия Гагрского.
Хотя святой местно чтимый, здесь почему-то нет устоявшегося мнения о том, как его звали. Многие называют его Ипатием, как гангрского священномученика, а некоторые Евпатием. Лично мне Евпатий нравится больше и позволяет не путать древнего святого с относительно современным отшельником.
К сожалению, сведений о его жизни в интернете не нашёл - там как раз классическая путаница насчёт «двух Ипатиев» (что довольно типично для местной «туристической духовности»). Но, как гласит интервью настоятеля храма а часть сщмч. Ипатия в крепости Абаата, в котором мы были, в храме есть и его икона (и зовут они его Ипатием - о, эта российская наша традиционная непосредственность) . Есть ли житие? Сказать сложно. Но жил он тут, несомненно, отшельничал на склоне горы Мамдзышха в конце XVIII в.
#####
Вот - местно чтимый святой. Не мученик из Памфилогии полуторатысячелетней давности - почти что свой, гагрский. Пусть житие не сохранилось и всё это полу-легенда - но уж табличку то, отмечающую место его поселения, ведь можно было установить?
Но нет. И в туристических картах Гагры пещера св. Евпатия не значится. А значит - найти её практически невозможно!
Мы довольно долго шли, ориентируясь на маршрут, проложенный «Яндекс-картами», свернув с шоссе им. Ардзинба на ул. Черкесскую недалеко от того места, где оканчивается ограда «Амры» (кстати, пересекая железную дорогу обнаружили, что она действительно электрифицирована!).
Эта гагрская улица расположена на входе в ущелье, по которому течёт горная речка Цихерва.
Симпатичная горная улочка, состоящая полностью из гостевых домов, некоторые из которых претендуют на известный шик, идёт типичным для гор серпантином - но если отдаляясь от нижней точки вы ощущаете, как постепенно замирает шум центрального шоссе Гагры, то приближаясь к верхней её точке вы уже слышите вечный, как прибой, шум объездной дороги, идущей в обход Гагры в Новый Афон, Сухум и, наверное, далее - в Грузию.
Поначалу мы и думали, что её мерное гудение это шум водопада, который отрекламирован в интернет-справке о месте жительства гагрского аскета, который супруга нашла в интернете. Но нет - характерный, ни с чем не сравнимый, далеко не высокогорный автомобильный запах, делающий здесь погоду, не дал нам усомниться в том, что мы, оторвавшись от цивилизации, в неё же и возвращаемся.
Где же тогда место нашего интереса, простите?
Мы дошли уже до самой верхней точки ул. Черкесской - и осталось только начать спускаться вниз. Вверху шумела как водопад объездная дорога, внизу - ущелье с гостевыми домами. А Яндекс-карты упорно показывали, что мы прошли «то место».
#####
Мы бы наверное никогда ничего не нашли и повернули не солоно хлебавши назад (Бог явно нас любит и пытался сохранить и в этот раз!), но на счастье (или беду) нам помогла добрая симпатичная самаритянка средних лет, спускавшихся с гор на шикарной колеснице западного производства.
«Метров через пятьдесят назад увидите широкую такую тропу - и идите по ней налево, а не направо» - молвила она и укатила, вероятно на пляж.
Мы повернули, не считая шагов и метров - и увидели «широкую такую тропу» в месте, которое по нашим представлениям было на пятьдесят метров ранее нынешнего местоположения.
#####
Люди - никогда не доверяйте добрым самаритянам: считайте метры и будьте внимательны в горах!
Добрые самаритяне могут ошибиться, ведь едут они на колесницах и гораздо быстрее вас. Что для них «метров пятьдесят» - для вас может быть и больше. Но, не будем слишком строгими - симпатичная обладательница минивена не виновата, что отвыкла ходить пешком.
Отойдя на положенное расстояние мы, увидев тропу явно человеческого происхождения, взбирающуюся в горы, устремились по ней. Всем семейством, включая полуслепую бабушку. Святой всё же - не шашлык есть.
#####
Увы - эта тропа оказалась «пустышкой».
Да, по опасности для грешной жизни она оказалась более, чем аскетической.
Тонкий слой зыбкой сухой почвы, сумевший удержаться на скалах, делал подъем откровенно опасным, грозя каждую минуту превратить «тропу к святому» в «последний путь».
Я его так и не сумел преодолеть - и слава Богу! Чтобы лазить в горы нужно иметь соответствующие навыки, снаряжение - а вовсе не сланцы на ногах, как у нас!
В одном месте, метров на двадцать выше ул. Черкесской (уклон горы градусов 70 к горизонту) моя нога на тропе в размер человека скользнула и...
Тем, кто не знает меня и моих проблем может быть не понятен ужас моего положения. Это было страшно! Я полностью потерял ориентацию! Я видел улицу под обрывом далеко внизу. Я видел сам обрыв вверх по склону. Но мой больной мозг отказался ориентировать тело и ноги в пространстве!
Покрывшись липким потом и судорожно вцепившись в ближайший (отнюдь не приятный на ощупь) ствол (Господь его тут для меня поставил!) я минуту или две, прикрыв глаза, пытался восстановить ощущение баланса в теле, глядя перед собой на ненавистную тропу (покрытую,между прочим, бутылочным стеком и какими-то бумажками) - и, слава Богу, мне это удалось.
С трудом ориентируясь, используя в качестве опоры редкие кусты, мне удалось несколько спуститься и перевести дух. Туда, где, слава Господу, осталась тёща....
#####
.... У мальчишек видимо инстинкт самосохранения развит сильнее - они поднялись чуть выше, но дальше не пошли. В общем стало почти понятно, что если святой тут и жил - то значит величие его святости было слишком велико для нашей сирости.
А вот слабая половина экскурсии, не смотря ни на что, скрылась из виду на склоне (не считая конечно тещи). Не смотря ни на сланцы на ногах, ни на то что тропы там дальше фактически уже нет (я, дурак, всё же попытался их догнать и спасти потом, но понял, что один живой родитель всё же лучше, чем ни одного). К счастью старшая дочь, вчера ещё претерпевшая дельфинов, по случаю высокой температуры нас не сопровождала, хотя наверное она бы все равно не пошла - у неё сейчас возраст, в котором бояться куста, не то, что горных троп.
#####
Долго мы ждали их, молясь местному подвижнику, Пресвятой Богородице и всем святым о наших отважных безбашенных (что часто одно и то же) сёстрах во Христе.
И, Аллилуйя! Наконец они появились, прыгая в сланцах по круче как горные козы и только изредка переходя на пятую опорную точку тела.
Оказалось ничего там вверху нет, кроме скального грунта, да его опасных обитателей, которым, судя по отсутствующей реакции (со слов супруги) ещё не приходилось встречать человека.
#####
Спустившись и слегка поругавшись насчёт того, что два родителя куда лучше, чем один (не считая младшей наследницы, показавшей поразительную, но, увы, бессмысленную храбрость) мы двинулись-таки домой, решив, что местная легенда - она легенда и есть.
С меня всё ещё пот катил градом и слегка подташнивало.
#####
....Но нам всё же суждено было найти нашу пещеру! Ещё метров через пятьдесят на том же склоне обнаружилось некое подобие ступенек, идущих по склону вверх. Мы их конечно видели, идя сюда - но откуда нам было знать, что эти корявые, источенные веками, покрытые растительностью «как-будто выступы» в скале - это и есть лестница св.Евпатия?
При ближайшем рассмотрении оказалось, однако, что это действительно «скорее лестница, чем нет» - и мы пустили по ней вверх старшего сына, который, забравшись на высоту второго этажа, сообщил, что тут действительно есть и явно искусственного происхождения тропа - и ещё «как-бы ступени» вверх по склону (уклон - те же 70 градусов к горизонту, только тут меньше крепких кустарников, за которые можно уцепиться таким убогим, как я).
После этого наша процессия, поняв, что «напали на след», ринулась вверх. Но тёща, посетовав на истраченные чуть ранее силы, отказалась от затеи сразу, я, чувствуя шум в голове, метров на 10 выше дороги, а средний сын (смелый, но разумный мальчик), глядя на меня вообще не полез. Однако, прочие ушли - и их радостный гомон замер в ущелье....
#####
... Спустя минут 10 на склоне послышались голоса. Двое атлетичных мужчин - отец с сыном - одетые по горной моде и демонстрируя хорошие альпинистские навыки осторожно спускались сверху-вниз, хватаясь за скальные выступы и аккуратно ставя ноги, одетые в хорошие горные кроссовки (наши, напомним, были в сланцах).
Спустившись они сообщили, что подняться к пещере святого можно исключительно отсюда, что это не фунт изюма и, скептически взглянув на трёх убогих, пошли в город....
.... Следом за ними из-за горных кустов появился какой-то старичок в шортах - на вид куда старше тёщи. Он долго и с достоинством спускался, кряхтя. Но зато он сказал, что к пещере святого можно подойти и сверху (интересно, откуда - там сверху километра полтора склона!).
Не удостоив нас вниманием этот почтенный альпинист не спеша так же пошёл в город.
Наших всё не было.....
...И вот мы их услышали - и облегченно перевели дух. Правда стало понятно, что всё же сланцы и слабое звено пяти лет от роду - плохие спутники паломника к горному аскету. Они спускались очень аккуратно - и пятая опорная точка тут использовалась несколько чаще, чем в первый раз.
#####
Сегодня у нас тут не жарко - и после обеда была даже гроза и небольшой дождь.
Море, однако, спокойное - и мы всё равно купались, смывая пот путешествия.
От «спуска в воду» первых дней не осталось ничего - невозможно найти уже и место, где мы пытались его строить с мальчишками. Поразительно - камни, которые клались в его основание, я едва мог поднять - и закапывал их в каменистое дно по моему мнению достаточно прочно.
К вечеру супруга внезапно занемогла. О, абхазский вирус - как ты нас достал! Однако, тем не менее, она собирается завтра смотреть другое ущелье, а заодно и ресторан «Гагрипш», расположенный напротив Гагрской Колоннады, где киногерой нашего земляка со своей кино-дочерью танцевал степ зимним вечером.
Дай то Бог!