Трагическая и поучительная история про Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича.
Имел Дмитрий хобби - он деньги любил.
Хороший князь.
Любил и копил.
Но в том-то и дело, что он не один.
Кто больше всех деньги на свете любил?
Человек наш...
Деньги, деньги дребеденьги, позабыв покой и лень...
Как нетрудно догадаться😜, речь об ордынском выходе, который, по мнению Тохтамыша Туй-Ходжиевича, Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович зажал. И правильно думал. Оно после победы над Мамаем и вообще... Все эти пертурбации с троном Золотой Орды несколько раздраконили экономические и политические фантазии при Московском дворе. При самом худшем раскладе, а это утверждение какого-либо претендента на троне, дай бог, на год, другой, казалось достаточным формального признания "свежего царя", без каких-то серьёзных экономических обязательств.
А вообще, поглядев как ханы с эмирами режутся, не удивлюсь, что пришли к выводу - это теперь до полного развала Орды недалеко, почему бы и вообще от сюзерена не дистанцироваться. Но времена, как оказалось, ещё не те. И пришлось, мрачнея лицом, раскошеливаться*.
*-здесь, версия самая обыденная, для чего Тохтамыш "в гости" приходил. Просто Дмитрий Иванович задолжал. Все остальные версии собраны тут.
После сожжения Москвы, для предварительных ласк, Тохтамыш прислал в Москву Карач-мурзу,
з добрыми рѣчми и съ пожалованiем.
Пожалованiе заключалось в том, что Дмитрий Иванович оставался Московским князем, а не вёз свою голову в мешке какого-нибудь нукера в столицу к хану. Про Великое Владимирское княжение разговор был впереди. Почему-то не сильно афишируется, что Дмитрия Ивановича с должности, как не сведшего баланс, сняли, до особого распоряжения. Пришлось посла одаривать
многыми дары.
Остался ли посол доволен, доподлинно неизвестно. Мемуаров он не оставил, а летописец на чувства посла внимание не обратил. Так что многыя дары могли оказаться, и потёртой соболиной шкуркой, с завёрнутой в неё невнятной бранзулеткой, и, действительно чем-то достаточно серьёзным, учитывая пикантность, на фоне которой посольство проходило. Всё ж Великое княжение на кону. А руки к нему, у-у-у загребущие какие, тянет ещё и, сильно оживившийся, Тверской князь, Михаил Александрович. В компанию претендентов, до кучи, вписывают ещё и Бориса Городецкого, но этот ехал тягаться за Нижегородское княжение со своими племянниками, сыновьями тестя Московского князя.
Вернёмся же к интересной теме, деньгам.
В отличии от Тверского князя, Дмитрий Иванович лично в Орду не поехал. Шансы не приехать обратно были, судя по всему, достаточно высоки. С посольством отправили "наследного прынца" Васю
въ свое мѣсто,
в смысле, вместо себя. С Василием ехали старейшие бояре и, вообще, верные и лучшие. С собой везли выход с Московского княжества за два года и встречное предложение**.
**-здесь мы входим в область догадок и предположений.
Предложение звучало примерно так. Мы, ваше величество, сначала не совсем поняли, что вы наш царь. А вот теперь, убедившись, и выход вам привезли за два года. Вы ж два года правите? Выход правда только с Московского княжества, но вы ж не утвердили ещё Великого князя Владимирского, а если утвердите Дмитрия Ивановича в должности, то без промедления все недоимки погасим. А ежели вам будет угодно поставить Великим Владимирским Мишку Тверского, то с него и спрос. Но мы вам не советуем, на руку не чист... Про деньги, которые зажимали ещё с розмирья с Мамаем, речь вообще не шла. То есть, расклад был таков. Если Дмитрий Иванович теряет Владимирское княжение, деньги Тохтамышу "не находятся". А Михаил Александрович и рад был бы отдать недоимки с Великого княжения, в случае своего вокняжения, но для этого нужно было время, что тохтамышевой администрации нравилось не очень. Вполне возможно, что конкурирующие посольства наперебой пытались занизить доход с Владимира, в связи с чем, туда был направлен
лютъ посоль именемъ Адашъ,
с ревизией. Результаты для Тохтамыша оказались благоприятны, раз в наших летописях посол оказался лют. Со стороны ханской администрации тоже предпринимались некие ходы, для развода на бабки тверичан и москвичей. Уже после отъезда Тверского князя, его сыну и сыну Донского поступали предложения повернуть дело в нужную сторону. Летопись упоминает некого князя ордынского, который предлагал княжатам посодействовать в получении Великого княжения, обещаясь дойти и до Тохтамыша. Само собой, не бескорыстно. В конце концов, поняв, что можно с деньгами и вовсе пролететь, Тохтамыш жалует Тверского князя его же Тверью, а Донскому возвращает Великое княжение.
Получить Великое княжение Владимирское у Михаила Александровича не вышло, но зато, он получил возможность напрямую обращаться к хану и таки стал Великим князем, правда Тверским. Великое Владимирское княжение осталось за Дмитрием Ивановичем Донским. И даже деньги для выплаты долга были найдены почти сразу. Дмитрий Иванович просто собрал Чёрный бор с новгородцев на ту сумму, которую Тохтамышу задолжал. В общем, никто лица не потерял. Тохтамыш получил деньги за два года своего фактического правления, а Дмитрию Ивановичу не пришлось изыскивать серебро за те годы, когда это серебро удерживали и не отвозили Мамаю.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С