Кто не испытывал это тягостное чувство печали?
И ладно бы легкой печали, а то того тягостного состояния, которое переходит в тяжелую мрачность духа, когда, как говорится, весь белый свет не мил. Когда все валится из рук, не можешь ничем заняться и понимаешь, что именно в такое время всем самоубийцам и приходили мысли о бессмысленности жизни?
Вот как красочно и точно батюшка Серафим описывает это состояние:
«Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братьями и рождает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумною и исступленною, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как виновников ее смущения, и не пронимает, что причина болезни внутри ее. Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать».
В этой связи вспоминается Блоковское четверостишие в тему:
И встретившись лицом с прохожим.
Ему бы в рожу наплевал,
Когда б желания того же
В его глазах не прочитал…
Все точно – такое состояния отчасти напоминает сумасшествие. Поэтому в пору задаться вопросом: отчего оно бывает?
Ясно же, что просто так оно не приходит. Оно – всегда следствие. Следствие каких-то внутренних нестроений и неурядиц. Каких?
Вот что отвечает батюшка Серафим:
«Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается отпечали».
Ах, вот оно что!.. Вот он – источник наших мрачностей и печалей!..
Оказывается, это наши страсти. Именно они приводят нас к печали.
Но как такое может быть? Тут, уместны два соображения.
Во-первых, никакая страсть не может быть удовлетворена полностью. Настоящему сребролюбцу не будет никогда достаточно никаких денег. Блуднику – баб, алкоголику – бутылок… Ну – и так далее.
Но это – внешние страсти. Еще «мрачнее» картина внутренняя.
Гневливому никогда не хватит поводов удовлетворить свой гнев, завистнику – зависть, а гордецу – гордость.
Так что неизбывная неутоленность любой страсти – есть главная причина приходящей от нее печали.
Но это еще не все.
Представьте: вы разворачиваете от блестящей обертки какую-то заманчивую конфекту, или распакуете навороченный подарок, а внутри – какашка…
Наша реакция вполне ожидаема… Но к чему это?
А к тому, что утоление любой страсти вместе ожидаемого бесконечного наслаждения и блаженства приводит именно к такому «послевкусию».
Как будто ты наелся дерьмеца…
В этом главный «фокус» всех страстей и главный источник наслаждения для демонов, обладающих чувством юмора. Когда, глядя на наши недоуменные «печальные» лица, они надрывают свои виртуальные животы от смеха…
Итог подводит батюшка Серафим:
«Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел».
Да, все так.
Любишь мир – люби и его печали… А поскольку любить их невозможно – принимай их с обреченностью самоубийцы. Они – неизбежны.
Однако же батюшка Серафим не зря заговорил о радости. Оказывается, она возможна по противоположности.
То есть – нужно просто презреть те страсти, которые эти печали вызывают.
Отвергни все страсти – и радуйся!
Но ведь это же не просто! Ох, как не просто, когда эти страсти составляют чуть ли не главную часть нашей души!..
Неужели ничего не остается, как постоянно наедаться дерьмеца, постоянно впадать в печаль и смешить демонов?
Нет, оказывается есть еще один путь – как бы средний.
Когда мы через печаль приходим к радости. Батюшка Серафим дает следующую ремарку:
«Как огонь очищает золото, так печаль по Богу очищает греховное сердце».
Оказывается – можно печалиться. Но только печалиться не о себе, не о том, что мы недостаточно удовлетворили страсть, но при этом достаточно наелись дерьмеца… А о Боге…
Но как это – печалиться о Боге?
А так - пытаться посмотреть на мир Его глазами – на эту копошащуюся в собственных испражнениях подобно глистам массу человечества… И поскорбеть вместе с Ним…
Разве не печально нам будет? Очень печально.
Только это та печаль, которая в конечном счете приведет нас к радости, ибо у Бога, как говорится, есть на все это Свой план…
Подробно о том, что такое «печаль по Бозе», рассуждает святитель Игнатий Брянчанинов и даже возводит эту печаль в одну из восьми главных добродетелей.
Но об этом – поговорим как-нибудь в другой раз.