Где-то в 2011 году я начал очень активно угорать по уже понятно какому синему ежу и надо было что-то с этим делать. Как минимум, нужно было попробовать сместить фокус в сторону других игр от той же SEGA. Вот так в 2012 году я и познакомился с только что переизданными (на тот момент времени) Jet Set Radio и NiGHTS Into Dreams. Вышедшее между ними переиздание Sonic Adventure 2 не в счёт – до этого я прошёл оригинальную Dreamcast-версию на эмуле и всё равно как помешанный хотел купить её в тогда ещё малознакомом для меня Стиме. Ладно, забыли про Соника. Лучше подробнее остановимся на другом упомянутом проекте – Jet Set Radio. Кучка школяров катается на роликах по городу Токио-то и разрисовывает его граффити под классный саундтрек Хидэки Наганумы и других исполнителей. Вот только именно играть за этих самых школяров было очень больно. Даже на геймпаде игра казалась ну просто дико сложной ввиду очень тугого управления. Игру реально хотелось бросить, но я выстоял. Я привык к этому чёртовому управлению и всё-таки одолел Jet Set Radio. И мне понравилось. Вот же были времена… Трава была зеленее и игры SEGA доступнее. А сейчас...
Поиграв в Sonic & SEGA All-Stars Racing, я узнал о существовании сиквела – Jet Set Radio Future, с которым сразу ознакомиться не получилось. Дело в том, что JSRF и по сей день является эксклюзивом оригинального Xbox, который на тот момент эмулировался очень плохо. Поиграть в неё я смог только в 2020 году, только тогда осознав, что эмуляцию первого Бокса довели до ума. И мне понравилось даже больше первой части. А после Future… всё. Никаких официальных новостей ни по порту JSRF на другие платформы, ни по триквелу. Исправить отсутствие funky в крови игроков решила голландская контора Team Reptile – 11 августа 2021 года, на вариации Nintendo Direct под названием Indie World состоялся анонс Bomb Rush Cyberfunk, о которой мы сегодня и поговорим. Изначально игра планировалась временным эксклюзивом Свитча с датой выхода когда-то в 2022 году. Но позже список платформ расширился, а сама игра была перенесена на 2023 год. И вот, 18 августа 2023 года, Bomb Rush Cyberfunk вышла на PC и Switch. 1 сентября она также доберётся до консолей PS и Xbox. BRC очень сильно вдохновлялась Jet Set Radio Future, что заметно в эстетике, музыке, геймплее и cel-shading графике. Но обо всё по порядку.
Сделаю ремарку: хоть в игре и присутствует официальный русский язык (и сам перевод вроде как нормальный), играл я на английском, так что возможно расхождение в переводе имён. Действие разворачивается в вымышленном городе Новый Амстердам, который разделён на пять основных районов. За эти районы сражаются группы, рисуя граффити и выполняя трюки. Только данные способы борьбы считаются честными. Донос на соперника в полицию или физическое насилие (уж тем более убийство) запрещены так называемым кодексом улиц. Группа, отбившая все районы, считается главенствующей. Сюжет стартует с того, что некто Фоу приходит в себя в тюремной камере, а вскоре после этого его спасает Трайс, член группы Bomb Rush Crew. После знакомства Трайс узнаёт в новом друге члена Большой Тройки, группы очень крутых художников. Парни отбиваются от полиции и успешно сбегают… или не совсем. Неизвестный в маске метким броском заточенной пластинки обезглавливает Фоу.
Герой приходит в себя в убежище Bomb Rush Crew с уже новой, роботизированной головой (присобаченной к остальному телу Фоу), так что это теперь и вовсе другой персонаж. Новый протагонист получает имя Рэд, знакомится с последним членом Bomb Rush Crew – девушкой по имени Бэл – и вступает в группу. Глобальные цели теперь стоит две – найти голову Фоу и помочь Bomb Rush Crew встать во главе города.
Переходим к геймплею. И если Вы уже знакомы с дилогией Jet Set Radio, долго к мувсету Bomb Rush Cyberfunk привыкать не придётся, хоть есть и заметные отличия. Нажатием LB мы можем в любой момент переключаться между бегом и транспортом, которого в игре всего три типа – роликовые коньки, велосипед и скейтборд. Переключать транспорт можно в убежище, только сначала нужно найти хотя бы один его вид в игровом мире. Транспорт автоматически отключается на лестницах и включается на рельсах. В JSRF была всего одна кнопка под трюки, в здесь их три – X, Y и B. Нажатием RT можно оттянуть конец комбо на земле и здесь заключается единственное геймплейное отличие между видами транспорта – скейтборд и велосипед могут вставать на задние колёса и колесо соответственно, ролики могут в менее эффективный слайд, а без транспорта получится… тоже слайд, но лучше, так как он нужен для прохождения узких проходов и сохраняется на специальных синих дорожках. Множитель очков увеличивается при использовании резких углов на рельсах (нужно зажать стик в направлении поворота), катании по стенам или J-образным поверхностям.
Не менее важным дополнением к мувсету является турборанец. Второе нажатие A в воздухе позволяет делать рывок в заданном левым стиком направлении. Зажатие LT позволяет делать буст как на земле, так и в воздухе (буст и рывок можно совмещать, кстати). Буст расходует полоску в правом нижнем углу экрана, восполняют которую разбросанные по игре буст-капсулы, выполнение трюков и рисование граффити. Вот так плавно мы переходим к последнему. Жёлтая отметка означает, что в этом месте можно нарисовать граффити. Жмём RB и соединяем точки левым стиком, заканчивая узор в центре. От порядка соединения точек зависит, какое граффити мы нарисуем.
Новые варианты можно найти в игровом мире, также их оставляют побежденные члены группы-соперника. Граффити делятся на четыре типа – маленькие, средние, большие и очень большие. Чем больше рисунок, тем больше точек будет. Рисование граффити увеличивает репутацию Bomb Rush Crew в районе и, в отличие от дилогии JSR, не имеет ограничения в виде баллончиков с краской. Но есть и неприятная сторона: граффити – искусство, но также оно может быть и актом вандализма. Для местной полиции это всегда второе, так что они попытаются обезвредить героя. В BRC есть система уровней розыска и чем больше мы рисуем, тем агрессивнее нас попытаются прибить, активируя турели с цепями, высылая спецназ с щитами, снайперов и боссов-вертолётов.
Полоска здоровья у персонажей у всех одна – на экране она появляется только при получении урона и со временем восстанавливается. Игра сохраняется автоматически и часто, так что падение ХП до нуля не имеет серьёзных последствий. Сбросить внимание полиции можно лишь переодевшись в туалетной кабинке (после чего она закроется и открыть её возможно только путём перезагрузки района) или вернувшись в убежище.
Одно хорошо – до определённого прогресса в захвате района полиция не обращает на нас никакого внимания. Кстати об этом – нам же нужно встать во главе Нового Амстердама. И в этом, на самом деле, ничего сложного нет: зарисовываем район граффити для поднятия репутации, выполняем челленджи двух-трёх членов группы-соперника, добиваем последний порог репутации и сходимся в битве групп, судьями в которых являются олдхэды.
Нужно за две минуты набрать больше очков, чем команда соперника, что довольно-таки просто сделать, используя множители. Даже если Вы проиграете, история не продолжится, а битва групп начнётся заново. Хоть на момент первой битвы я ещё только вникал в игру и одолел первую группу лишь с третьего раза, всех остальных я смёл с первого же трая, особо не напрягаясь. Совет лично от меня: ещё до битвы групп изучите район на наличие мест, которые поднимают множитель и потренируйтесь путём набора как можно большего числа на счётчике очков. В пределах одного комбо или во время битвы на очки каждое из мест увеличивает множитель лишь единожды.
А дальше я потихоньку начинаю ругать игру. Как и в дилогии JSR, здесь можно менять персонажей. Но в случае BRC, в этом нет ни смысла, ни особого желания. Ни скорость передвижения без транспорта, ни полоска здоровья, ни какие-либо бонусы при использовании определённого вида транспорта – ничего не меняется. Я не побоюсь назвать ростер персонажей BRC набором скинов. Да, отличаются анимации, озвучка, какое маленькое граффити будет нарисовано, но на этом всё. Переключать персонажей можно, потанцевав на специальном клетчатом полу (да, здесь путём нажатия вниз на крестовине можно танцевать, всего танцев 6).
И тут моя вторая претензия к данной механике – а почему такого пола нет в убежище?! В JSR персонажи отличались длиной полоски здоровья, максимальным количеством переносимых баллончиков и сложностью рисования граффити, а выбирались они перед началом уровня. В JSRF... для начала, взгляните на список статов:
Неплохо, не так ли? Также в сиквеле переключиться на другого персонажа можно и в убежище (поговорив с Робоем) и в остальной части мира (нарисовав на земле специальное граффити, встав не него и нажав Start). В обеих JSR был пусть не то чтобы смысл, но элементарный интерес в пробе других шкурок. А вот экран выбора персонажей в BRC…
Ладно бы ещё был фиксированный транспорт на персонажа, но, как мы помним, его тоже можно переключать. Далее, новым дополнением является телефон, с которого можно посмотреть карту, поменять музыку, посмотреть инструкции к рисованию граффити или сделать фото.
На местности можно найти музыку и «расширенную» карту района. В кавычках слово потому, что вот моя последняя серьёзная претензия к игре. «Расширенная» карта добавляет лишь отметки мест для рисования граффити. Можете забыть про кабинки для смены костюма, полы для смены персонажа, собираемые предметы и места вызова такси (является местной системой фаст-трэвела: сначала таксиста надо спасти от полиции в одной из локаций, после чего рядом с жёлтым столбом с надписью «Taxi» в любом районе можно будет потанцевать, чтобы таксист приехал и отвёз Вас в другую часть Нового Амстердама), так как ничего из этого на карте Вы никогда не увидите. На обычной карте вообще цирк – синяя отметочка, показывающая следующую сюжетную цель, и то не всегда. Здесь и закончим говорить про геймплей.
Визуал использует cel-shading, графически напоминает первую Jet Set Radio, а посещаемые локации пробуждают воспоминания уже о сиквеле (снова есть холм, есть автобусный терминал, есть ночная локация и так далее). В любом случае, к внешнему виду игры у меня претензий нет.
С саундтреком не всё так однозначно. Как и в случае с дилогией JSR, написали треки разные исполнители. Хидэки Наганума тоже поучаствовал, сделав для игры целых... три трека, когда всего в саундтреке их числится 31 штука (да, инди-игра и все дела, но всё же немного обидно, что не больше). Саунд хорош, бесспорно, однако отдельно от игры я бы не назвал его цепляющим. Но есть и исключения. По моему субъективному мнению, качают в любое время суток Condensed Milk и все три трека маэстро Наганумы (JACK DA FUNK, GET ENUF и DA PEOPLE).
Что же в итоге? Несмотря на вышеприведённые незначительные недостатки, Bomb Rush Cyberfunk – действительно классный духовный наследник Jet Set Radio Future. Да, игра короче, сильно похожа на JSRF стилем, но всё же это самостоятельный продукт со своими хорошими идеями. BRC не успевает наскучить, саундтрек хорош, а приправлено это всё серьёзной и вполне интересной историей. Игру я, разумеется, однозначно рекомендую как фанатам дилогии Jet Set Radio, так и всем остальным.