Танкостроение в СССР развивалось бурными темпами, и на первых порах конструкции танков порой принимали причудливые формы. Особенно это касалось тяжелых и сверхтяжелых машин. И когда с танком Т-30 советским конструкторам и инженерам не повезло, решили привлечь для этого иностранца, причем немца, инженера Эдварда Гроте (Гротте).
Конечно, в 1930 году Гроте прибыл в СССР и начались работы, никто не мог подумать, что всего через 11 лет грянет самая страшная в истории война. Так или иначе, немецкому инженеру была поставлена четкая задача – создать в сжатые сроки приемлемый для программы перевооружения РККА танк.
Первый и второй «блин» вышли комом – средний танк ТГ (ТГ – танк Гроте), неплохая машина, с применением новейших решений, современный и добротный танк, но – сложный в производстве и дорогой. Поэтому, несмотря на высокие оценки со стороны начальства РККА, танк отклонили.
Но Гроте было еще что предложить, и в 1932 году предоставил свой новый проект, на этот раз тяжелого танка с многобашенной конструкцией (распространенное решение тех лет) ТГ-4. Но и этот 75-тонный танк не получил одобрения у руководства РККА.
Это обстоятельство ничуть не остудило Гроте, который быстро переделал ТГ-4 в ТГ-5, он же Т-42. Этот танк уже весил 100 тонн.
Т-42 представлял собой глубокую модернизацию ТГ-4, с 5-ю башнями в два яруса с пушечно-пулеметным вооружением. Передние две башни первого яруса были оснащены 45-мм пушками 20К со спаренными с ними пулеметами ДТ 7,62 мм.
Две башни первого яруса позади центральной башни были вооружены пулеметами 7,62 мм либо 12,7 мм, с возможностью вести огонь по воздушным целям.
Центральную башню второго яруса, установленную на специальную подбашенную коробку, предполагалось вооружить 107 мм пушкой и спаренным с ней пулеметом ДТ-29 7,62 мм. Таким образом, суммарная огневая мощь трех башен могла выдавать впечатляющую плотность огня. И при этом две задние башни могли вести огонь из пулеметов по воздушным целям, либо вести огонь по флангам и позади танка.
О бронировании башни ничего не известно, но толщина клепано-сварной брони корпуса составлял 50-70 мм. Собственно, для начала 30-х годов это было неплохо, но к 40-м уже мало.
Передвигалось это чудо немецкой инженерной мысли при помощи 17 сблокированных опорных катков, которые были соединены в тележки по 2-3 катка.
Двигателей предполагалось ставить два, на тот момент был только один вариант создать достаточную мощность для передвижения 100-тонной машины, два дизельных тепловозных двигателя ПТ-100 по 1000 л.с. каждый. Для управления танком применили новшество – сервоприводы, которые помогали в управлении, однако сильно усложняли ходовую часть, которая и так была ненадежной и плохо поддавалась ремонту, особенно в полевых условиях.
Несмотря на два мощных двигателя, вызывало сомнение его подвижность и маневренность. Кроме того, были и еще недостатки:
- Танк дорогой и сложный в производстве и эксплуатации;
- Нерешаемая задача по доставки танка к линии фронта, нет или мало мостов, способных выдержать такой вес;
- Мощное вооружение, но довольно слабая броня, при этом при малой маневренности, танк представлял собой отличную цель.
В итоге танк Т-42 так и остался на уровне чертежей и масштабных моделей, а руководство РККА сделало выбор в пользу тяжелого танка Т-35, который в том числе вобрал в себя и опыт работы над танками Гротте. Тем не менее, Т-42 вобрал в себя ряд прогрессивных для того времени решений, например: командирская башенка, зенитное вооружение, электроприводы и сервоприводы. Также пример Т-42 показал тупиковое развитие сверхтяжелых танков.