Когда каждый сотрудник заряжен на успех — это win-win ситуация для предпринимателя. Они становятся верными соратниками и наиболее ценным ресурсом бизнеса.
Вопрос мотивации всегда был на повестке дня, но в 20-м веке его начали изучать в науке. Теперь благодаря этим знаниям мы можем уменьшить текучку кадров, повысить продуктивность и создать благоприятную атмосферу в компании.
Иерархия потребностей — фундамент мотивации
В 1930-х годах знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу начал исследовать различные аспекты человеческого поведения. Его работы, которые часто изучаются ещё на школьных скамьях, говорят о том, что главной потребностью, мотивирующей человека к развитию своих способностей и талантов, является стремление к самореализации.
В 1943 году Абрахам Маслоу представил свою знаменитую «Теорию человеческой мотивации», в которой он выделил пять уровней потребностей. Часто визуализируемая в виде пирамиды, эта теория находит свое применение в рабочей среде. Теперь давайте рассмотрим, как она может быть применена для повышения мотивации и эффективности на рабочем месте.
- Необходимо удовлетворить основные физиологические потребности, такие как обеспечение адекватной заработной платы для покрытия расходов на питание, одежду, жилье и здоровье. Важно также обеспечить комфортное рабочее пространство с чистым воздухом, теплом и достаточным освещением. Необходимо понимать, что если есть проблемы с условиями работы, например, протекает крыша, то никакие мотивационные слова не смогут привнести энтузиазм в команду.
- Важно обеспечить потребность в безопасности, предоставив безопасные условия труда и обеспечивая стабильность рабочего места, чтобы создать уверенность в будущем. К этой потребности можно отнести и факторы прямой безопасности, такие как расположение офиса в безопасном районе, а также официальное трудоустройство, которое предоставляет работнику определенные гарантии.
- Достижение социальных потребностей обеспечивается созданием гармоничной атмосферы в коллективе, эффективной коммуникацией и положительными отношениями с руководством. Однако, если в команде появляется токсичный элемент, это может серьезно подорвать настроение всех участников и негативно сказаться на работе.
- Потребности в уважении связаны с признанием достижений, установлением доверия и приданием статуса каждому сотруднику. Важно не забывать оценивать и отмечать вклад каждого специалиста, так как это всегда является мощным мотиватором.
- Для удовлетворения потребностей в самореализации необходимо обеспечивать возможности для обучения, карьерного роста, выполнения сложных и творческих задач, а также участия в процессе принятия решений. Например, я всегда готов поддержать и помочь своим сотрудникам в оплате образовательных курсов, которые позволят им развивать свои навыки и компетенции.
В более детализированной классификации потребностей добавляются познавательные потребности (желание получать знания, умения, исследовать) и эстетические потребности (стремление к гармонии, порядку и красоте). В контексте бизнеса эта иерархия потребностей представляется простой и понятной.
Хотя теория Маслоу имеет свою значимость, важно отметить, что она не является исчерпывающей и необязательно идеальной. Одна из проблем заключается в сложности измерения удовлетворенности потребностей. Кроме того, порядок иерархии потребностей может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Кроме того, некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после их удовлетворения. Это позволяет понять, что мотивация в работе является сложным процессом и может различаться между людьми.