“Москва слезам не верит” это известная советская мелодрама, которая вышла в 79-м, в 80-м году стала лидером проката, собрала 84,4 миллиона зрителей, а журнал “Советский экран” назвал ее лучшим фильмом года. В том же году состоялась мировая премьера. В 1981 фильму присвоили “Оскар” за лучший фильм на иностранном языке и государственную премию СССР. А в 2009 картине была присвоена награда MTV Russia Movie Awards, как лучшему советскому фильму. “Москва слезам не верит” стала культовой картиной, но с большим трудом.
Дорогие читатели! Хотелось бы, чтобы Вы дочитали эту статью до конца. Прошу Вас подписаться на мой канал, чтобы не упускать ежедневные истории. После обновления системы монетизации Ваша поддержка особенно необходима! Огромное спасибо!
Откуда взята идея и что с ней было не так
Режиссером фильма был Владимир Меньшов, стоит отметить то, что начал свою кинокарьеру Меньшов аж в возрасте 30 лет, имел тогда на счету только один фильм - “Розыгрыш”, и уже был в возрасте 40 лет.
За основу был взят сценарий Валентина Черных, советского киносценариста и драматурга, “Дважды солгавшая”. В конце 70-х был объявлен конкурс на лучший сценарий для фильма о Москве. Черных решил принять участие и написал историю о двух подругах-”лимитчицах”, тема на тот момент была безусловно актуальная, только за работу над сценарием он сел чуть ли не за 3 недели до начала самого конкурса. Сценарий занял 3-е место.
Меньшова работа Черных очень привлекла, однако, сценарий был все еще очень недоработанным и сырым, поэтому был переписан огромное множество раз не только до начала полноценной работы над фильмом, но и уже во время съемок.
В первой версии фильма его сценарий умещался на 60 листах, после доработки и внесения всех правок его объем увеличился в полтора раза и составлял уже 90 страниц.
Актерский состав и какие с ним были трудности
С актерским составом фильма были серьезные проблемы, набирался он долго, множество раз менялся, многие популярные тогда актеры, например Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, Ирина Купченко, сами отказались играть в “низкосортной мелодраме”, а большое количество кандидатов не утвердил художественный совет.
В итоге Владимир чуть не сыграл в своем собственном фильме Гошу, но все-таки нашел нужного актера - Алексея Владимировича Баталова. Жена выступила в роли Катерины, хотя изначально ее должна была играть Наталья Сайко, однако, было решено, что она не смотрится в кадре вместе с Баталовым, а чтобы Наталья Вавилова стала сниматься, она сыграла в фильме Александру Тихомирову, Меньшову вместе с Баталовым пришлось буквально ехать уговаривать ее родителей.
Многих актеров, кстати, не особо впечатляли ни сценарий самого фильма, ни образы их героев. Баталов сначала не хотел играть и согласился только спустя время, Вера Алентова вообще отговаривала супруга от работы над этим фильмом, так он ей не нравился, а Ирина Муравьева назвала своего персонажа, Людмилу, “грубой пошлячкой” после выхода фильма в свет.
Вопрос о выпуске ленты, критика “Мосфильма” и Брежнев
Бюджет фильма составил 550 тысяч рублей, для двухсерийной картины такая цифра была не просто скромной, а почти несерьезной. Культовая картина “Джентльмены удачи”, например, имела бюджет в 400 тысяч.
Ленты в свое время могла вообще не выйти в прокат. Художественный совет “Мосфильма” сильно раскритиковал итоговый результат работы Меньшова и даже скромный бюджет не смягчил их оценку. Спас фильм, как бы странно это ни прозвучало, сам Леонид Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС. Ему фильм очень понравился, а после его оценки вопрос о премьере фильма как-то сам собой решился.
История про “Оскар”, продажа фильма
Как упоминалась еще в самом начале статьи, кинокартине “Москва слезам не верит” 31 марта 1981 года был присвоен “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Она обошла “Кагемуся: Тень Воина” Акиры Куросавы и “Последнее метро” Франсуа Трюффо.
Говорить о том, что весь советский мир кино с его кинокритиками, который фильм оценили на “ниже среднего”, были в полном шоке, не стоит. Во-первых, Меньшов узнал об этой новости 1 апреля того же года, естественно он ни на секунду этому не поверил, приняв это за обычную шутку. Во-вторых, Меньшов свою заслуженную награду смог получить только 8 лет спустя. На церемонию награждения он не попал по причине того, что был невыездным, потому что неизвестные его коллеги написали на него несколько доносов, а на самой церемонии статуэтку забрал Анатолий Дюжев, атташе по вопросам культуры посольства СССР в США, сотрудник КГБ.
После этих событий фильм был продан более, чем 100 странам мира. Соединенные Штаты, например, купили его за 50 тысяч долларов, зато заработали на нем 2,5 миллиона.
Имея крайне скромный бюджет, неготовый сценарий, почти беззвездный актерский состав, тонну критики со стороны художественного совета “Мосфильма” и кучу трудностей даже во время съемок, Владимир Меньшов сумел создать шедевр, который был признан всем миром, получил Оскар, подвинув работы всемирно известных на тот момент ветеранов мира кино, и имел исключительные кассовые сборы не только в СССР, но и во множестве других стран.
А как Вы относитесь к этой картине?