Сегодня, дорогие мои, пойдем с вами в магазин, научимся выбирать продукты, читать грамотно этикетки. А также расскажу про уловки производителей и почему в магазин за покупками лучше отправить мужчину.
Читайте до конца. Поговорим также и о подготовке к похожу в магазин и вручу вам парочку стратегий совершения покупок
И как сказал известный биолог (и не только):
Здоровье гораздо больше зависит от наших привычек питания, чем от врачебного искусства. Джон Леббок
И... покупать определенные продукты тоже, скажу по секрету, привычка. И тут тоже есть над чем работать.
Ну, поехали разбираться))
Согласно исследованиям каждый день мы принимаем 227 раз решения, связанные с едой. Причем 95% из них - неосознанные.
На принятие таких решений влияют различные факторы: физиологические, экологические, социальные, познавательные, гормональные, неврологические, визуальные или обонятельные.
А самое главное – эти факторы не действуют в изоляции – вашему мозгу приходиться сталкиваться с несколькими сразу!
Поэтому очень важно вывести решения, связанные с ЕДОЙ на сознательный уровень: понимать, осознавать и разбираться в этом вопросе.
Совершение покупок - это один из вариантов принятия таких решений.
Реклама и многие уловки производителей подталкивают нас совершить покупку того, что по сути нам и не нужно.
Поэтому научиться грамотно выбирать продукты, осознанно подходить к своей продуктовой корзине - важный навык в современном мире не только с точки зрения похудения, но и здоровья.
До магазина
К хорошему делу нужно подготовиться:
1. Составьте список продуктов заранее, а не перед походом в магазин.
Повесьте его на холодильник и пополняйте по мере необходимости. Тогда он будет точным и обдуманным, причем пополнять его могут все члены семьи.
У меня, например, есть в кухне вот такая доска, куда я пишу какие-то дела, чтоб не забыть и они были перед глазами.
И сюда же я вношу продукты, которые заканчиваются или закончились и их надо купить.
Потом, когда по факту иду в магазин - пишу список на маленькую бумажку или просто его запоминаю.
Еще один лайфхак: чек-лист покупок.
Это по сути список вашей продуктовой корзины — всех продуктов, которые вы едите.
Мы не оригинальны, по-сути покупаем одно и то же, конечно, стараемся что-то новенькое купить, но в основном список редко меняется.
Перед тем, как пойти в магазин — смотрим, что нужно, какие продукты и включаем в список (галочку убрали или поставили).
Телефон сейчас у всех с собой, поэтому список не забудете.
Очень удобно.
Для меня это работает!
Найдите, что работает для вас.
2. Планы на несколько блюд
Решите заранее, что вы будете готовить в ближайшие дни (а лучше на неделю), чтобы купить все продукты за один раз.
Прежде чем планировать, что приготовить в следующий раз, загляните в холодильник, может там что-то осталось. Если не знаете, что с этим делать - поищите рецепты в интернете.
3. Логичный список - точный маршрут
Составьте список с вашим примерным маршрутом: это сэкономит время, вам не придется бегать из одной части магазина в другую. По меньшей мере, полезно будет хотя бы сгруппировать сходные товары, например, овощи и фрукты, молочные продукты.
Возьмите с собой
4. Сумки наготове
Чтобы каждый раз не тратить деньги (пусть и небольшие) на полиэтиленовые пакеты из супермаркета и внести свой вклад в сохранение экологии, заранее приготовьте для шопинга многоразовые сумки из ткани или плотной бумаги.
Ведь каждый полиэтиленовый пакет разлагается 200 лет.
5. Список продуктов
+ дайте себе установку
покупать здоровые и полезные для вас продукты.
Сделаю уточнение - полезные продукты - это понятие условное. И для каждого они свои.
Например, если у вас непереносимость, например, молока, то оно в вашем случае вам не полезно. Для вас - это не полезный продукт, а для кого-то другого полезный - хороший источник полноценного белка, кальция и др. витаминов
И т.д., думаю суть понятна.
Кому-то в какой-то момент и шоколадка будет полезна.
Перед тем, как пойти в супермаркет
6. Всегда ходите в магазин сытыми
Ни в коем случае нельзя заниматься гастрономическим шопингом на голодный желудок.
В таком состоянии вы рискуете накупить продуктов, которые вам не нужны, которые вы не планировали купить. Как итог, потратите больше денег, чем можно было.
А раз уж вы их купили, весьма велика вероятность того, что вы их съедите. Ну не выбрасывать же, в конце концов!
Идем в магазин
Когда?
7. Шопинг не на бегу
Удобно, когда вы ходите в магазин не тогда, когда кончились продукты или что-то крайне необходимо, а регулярно, например, раз в неделю.
Иначе, если каждый раз закупаться после работы, на бегу, есть большой риск что-то забыть или приобрести лишнее. Да и вечером, у нас не так много времени на себя и семью и тратить его в супермаркете, не лучший выбор.
8. Спокойные часы экономят время
Старайтесь избегать популярных часов по вечерам в будни и во второй половине дня - в выходные. Середина недели - более удачная для шопинга.
В магазине:
9. НЕ ПОКУПАЙТЕ:
того, чего нет в вашем списке, даже если это вкусно пахнет и привлекательно выглядит (отправьте в магазин - мужчину, почему? - об этом ниже подробнее)
замороженные полуфабрикатов и продуктов для быстрого приготовления в микроволновке.
В них много соли, скрытого сахара, консервантов, красителей, усилителей вкуса. МАЛО белка и МНОГО калорий.
Примеры такой еды: сосиски, сардельки, пельмени, замороженные пиццы, картофель фри, различные готовые блюда
еду-мусор. Калорий в них МНОГО, питательная ценность очень НИЗКАЯ и пользы никакой и быстро от нее мы чувствуем голод - не наедаемся мы такой едой.
Пример еды мусор: чипсы, сухарики, соленые орешки, доширак (и подобное ему быстрого приготовления), фаст-фудная еда, всякие сладости на кассе и т.д.
9. Внимательно читайте этикетки
Вот в этом разберемся очень подробно чуть ниже.
Почему лучше в магазин со списком отправить мужчину?
В 99% случаев он точно не купит лишнего.
Почему?
Замечено, что мужчины и женщины по‑разному делают покупки.
Психологи объясняют это первобытными инстинктами. Как известно, в доисторические времена, пока представители сильного пола гонялись за мамонтами, их благоверные ползали на коленях по лесу, собирая всевозможные корешки и травки, тщательно отделяя съедобные растения от несъедобных.
С точки зрения «добычи еды» с тех пор ровным счетом ничего не изменилось.
Мужчины, будучи по своей природе охотниками, точно так же ведут себя и в магазине: они четко знают, что им нужно, находят это, покупают и удаляются.
Ну а женщины действуют подобно первобытным собирательницам: не спеша ходят по торговым залам, выискивая среди широкого ассортимента продуктов то, что им больше всего понравится.
Все дело в том, что, когда женщина попадает в магазин, в том числе и продуктовый, она зачастую впадает в трансовое состояние, когда любая информация с легкостью проникает в мозг.
Именно поэтому покупательницы так легко «ведутся» на разного рода маркетинговые уловки. Вдобавок в трансовом состоянии снижается осознанность действий, и в результате при выборе продуктов мы руководствуемся не столько их пользой, сколько привлекательным внешним видом.
Что же делать в такой ситуации? Здесь есть две основные стратегии.
Две стратегии покупок
Первая, как я уже сказала, ходить в магазин с заранее составленным списком необходимых продуктов и строго его придерживаться.
Главное, чтобы этот продуктовый набор был максимально разнообразным. Проблема в том, что обычно мы совершаем покупки, что называется, на автомате и если привыкли не обращать внимания на какой‑то отдел, то так и продолжаем его игнорировать.
Поэтому внимательно обследуйте магазин или супермаркет, где вы обычно покупаете продукты, загляните во все «потаенные» уголки, изучите содержимое самых верхних и самых нижних полок, до которых часто бывает трудно добраться. Очень может быть, что среди представленных там товаров найдутся те, которые способны занять достойное место на вашем столе
Вторая стратегия не предполагает наличия списка. Она подойдет тем, для кого важно получать удовольствие от самого процесса «добычи еды».
Вы можете продолжать исследовать содержимое магазинных полок, но дайте себе четкую установку – внимательно читать этикетки и класть в свою корзинку только здоровые продукты.
Тщательно изучите фруктово‑овощной отдел вашего магазина и найдите 3–5 новых овощей и фруктов, которые теоретически могли бы вам понравиться.
Купите их, приготовьте и попробуйте. Если дегустация прошла успешно, включите эти продукты в свой обычный рацион.
Как читать этикетку
Секрет молодости заключается в том, чтобы жить честно, есть медленно и лгать о своем возрасте. Люсиль Болл
Итак, нам важно знать и понимать, что производитель указывает на этикетке.
Рассмотрим этикетку и разберем несколько правил.
ПРАВИЛО № 1. Смотрим на срок годности и дату выпуска продукции
На упаковке должна присутствовать как дата выпуска, так и срок годности.
Однако, бывает так, что производитель указывает только первое - в этом случае ищем срок хранения продукта и сами определяем, когда срок годности истекает.
Иногда даты не пропечатываются, выглядят нечетко или смазано. Тогда лучше взять другую упаковку.
В течение срока годности продукт безопасен. Продуктов с неограниченным сроком годности не бывает!
ПРАВИЛО № 2. Смотрим энергетическую ценность (калорийность) продукта
Она показана на 100 г. продукта. Но вес продукта в упаковке может быть разным, меньше или больше - учитывайте это при расчетах.
Рядом с калорийностью указывается количество белков, жиров и углеводов, содержащихся в продуктах.
Некоторые производители пишут отдельно количество сахара, содержащегося в продукте.
Сахар может скрываться на этикетках под разными красивыми словами: тростниковый сахар, фруктовый сироп, концентрат фруктового сока, сахароза, декстроза, фруктоза, глюкоза, лактоза, мальтоза, мальтодекстрим.
Граммы сахара и клетчатки (пищевые волокна) показаны как составная часть общих граммов углеводов.
Хороший состав продукта, когда количество белка в 1,5-2 раза больше, чем жира, а не наоборот, как на этикетке ниже:
СРАВНИТЕ:
ПРАВИЛО № 3. Смотрите на состав продукта
Чего сегодня только не увидишь в составе продуктов. Обычный хлеб - уже не хлеб. В нем можно встретить и пюре гороховое и сахар. Удивительно.
Поэтому всегда обращаем внимание на состав.
На этикетке он должен обязательно указан.
Как правило первыми указывают основные ингредиенты - их доля от общего объема продукта - наибольшая.
Например, если вы хотите приобрести мясные консервы , то в начале списка должно стоять МЯСО (название, например, говядина). Если мясо стоит в конце списка после крахмала, соли и непонятных пищевых добавок, то такой продукт нам не подходит.
Если хотите продукт с пониженным содержанием сахара, то слово “сахар” должно стоять в конце.
Если на этикетке написано “Без добавления сахара” - еще раз внимательно посмотрите список ингредиентов, там может быть красивое название: мальтодекстрим, а это тоже сахар, который пытаются скрыть производители.
Внимание! В России производитель (почему-то) не обязан прописывать ингредиенты в порядке убывания.
К тому же производители могут не указывать те ингредиенты, которых в составе 2% и менее. И именно в эти 2% могут входить различные добавки.
Смотрите, чтоб в составе было меньше красителей, загустителей, консервантов, ароматизаторов.
Вот, к примеру, хороший состав хлеба:
А вот в Бородинский хлеб уже добавили сахар, патоку, тем самым увеличилась калорийность продукта. Хоть не на много в данном случае, но все же, хотя состав не плохой.
Желательно, чтобы не было добавленного (скрытого) сахара, растительных жиров и трансжиров (о них ниже).
ПРАВИЛО № 4. Различайте пищевые добавки
Их обозначают Е и некоторым числом.
Е - это то, что добавка разрешена к применению в пищевой промышленности. Цифра помогает понять, какая именно добавка содержится в продукте:
от 100 до 180 - красители
от 200 до 285 - консерванты
от 400 до 495 - эмульгаторы, загустители.
Не все добавки вредные, есть и полезные, например Е300 - это витамин С.
Не стоит покупать продукт с большим количеством Е (больше 3-х)
Не берите продукты с усилителями вкуса, типа глюконата натрия, которые вызывают привыкание и по сути, меняют наши вкусы.
Уловки производителей и владельцев супермаркетов
Нам не нужно столько еды - сколько сейчас продается. Но производители и владельцы супермаркетов внушают нам обратное и различными способами стимулирует нас сделать покупку.
Чем они нас завлекают? Полезностью продукта о которой сообщают надписи на этикетках:
Фитнес-завтрак, хлеб “Стройный рецепт”, с витаминами и т.д.
Надписи
- Обратите внимание на название продукта: не сметана, а сметаночка, не творог, а творожный продукт, творожное зерно. Чувствуете?
Это когда продукт производиться не по ГОСТу, а ТУ. В этом случае технические условия позволяют всякие интерпретации.
А мы покупаем творожный продукт, думая, что это творог. В это случае, смотрите количество белка в составе.
Зерненый творог, мягкий творог - в такие продукты, как правило, добавляют сливки, что уменьшает количество белка.
В твороге должно быть 16-18 г.
Сравните:
ИЛИ:
2. Молочная продукция с добавление растительного жира
Растительные жиры - удешевляют себестоимость продукции и снижают качество белка. Хорошо, если на этикетке указано (обязаны), что в составе растительные жиры, как на картинке ниже:
Но бывает и не указывают. Это когда купишь сливочное масло подешевле, а оно так мягко режется - точно в составе растительный жир.
Какие жиры нам опасны - трансжиры. Их добавляют в кондитерские изделия, торты, выпечку и т.д.
Хотите побаловать себя и своих близких - возьмите дорогой, но качественный торт, без растительных жиров, на сливочном масле и с натуральным шоколадом.
Позволите себе лучшее. Во-первых - это редко, во-вторых - не объедаемся, а наслаждаемся, получаем удовольствие от вкуса.
3. “Без холестерина”
- такая надпись может красоваться на растительном масле. Но в подсолнечном масле и нет холестерина. Холестерин - только в продукции животного происхождения
Отметка “без холестерина” свидетельствует, что в продукте нет животных жиров, зато могут быть растительные спреды, которые вредны.
В спреде низкого качества могут содержаться трансизомерные жирные кислоты (транс-жиры), про которые я сказала выше.
Спред - это продукт, в основе которого растительные и молочные жиры, не содержит холестерина, конкурент сливочному маслу.
4. “Без глютена”
Глютен - сложный белок, который входит в состав зерна многих злаковых культур, таких как рожь, ячмень, овес.
Глютен можно найти во многих продуктах. Он есть в хлебе, в выпечке, макаронах, пиве.
Но продукты без глютена необходимы только тем, кто страдает целиакией (непереносимость некоторых растительных белков).
Продукты без глютена не полезней обычных (зато дороже), в них также можно найти много сахара и жиров.
Если видите на макаронах надпись “без глютена”, то они просто сделаны не из пшеничной муки, а из кукурузной, например или рисовой, в составе которых нет глютена.
Кстати, надпись такая есть на кукурузно-рисовых хлебцах. Это маркетинговый ход. Понятно, что кукуруза и рис - безглютеновые продукты.
5. “Обезжиренный продукт”
Отсутствие или низкое содержание жира - вовсе не показатель низкой калорийности. Чтобы продукт не потерял вкусовые качества, производители часто добавляют в состав больше сахара.
6. “Натуральный продукт”
- такая надпись свидетельствует, что продукт состоит из природных компонентов, но она не гарантирует что при производстве и выращивании не использовались антибиотики, пестициды и т.д.
7. “С добавлением витамина Е”
- такую надпись можно встретить в составе растительных масел.
Также маркетинговый ход. Витамин Е- по природе должен быть в составе.
8. Или из этой оперы яйца с добавлением селена
Зачем добавлять селен, если в одном яйце примерно 58% суточной нормы селена?
9. В молочных продуктах часто пишут “без растительных жиров”
Но, позвольте, откуда должны быть, например, в сливочном масле растительный жир?
Однако встречается. Производители, чтобы удешевить продукт в состав добавляют пальмовое масло. Оно не вредно, как пишут везде. Просто это обман, особенно, если об этом не написано на этикетке.
10. На крупах можно встретить: “богата клетчаткой и витаминами”
И перечислены витамины, которые по природе там находятся. Это точно не заслуга производителя. Но товар стоит уже дороже.
Пример: Тут еще и название -монастырский, значит полезный:
А вот химический состав обычной овсяной крупы, которая стоит в два раза дешевле:
Так стоит ли за упаковку и название переплачивать? Решать вам)
Вот еще пример, когда стимулируют наше желание купить ребенку полезную еду:
Смотрите состав - сколько жира и какая калорийность. А витаминов по факту минимальное количество. Да и нужны ли они? - Вопрос спорный.
НО мама думает полезный продукт, натуральный, фермерский, да еще и с витаминами:
Как итог: важно быть грамотными в вопросах питания, читать этикетки в магазине, а не только ориентироваться на яркую упаковку и маркетинговые слоганы
И, конечно, же самая важная информация о продуктах написана самым мелким шрифтом.
Другие стратегии супермаркетов
Запахи
Вы замечали, что при входе в супермаркет вас сразу же манят запахи свежего кофе или свежеиспеченного хлеба?
Крупные компании, понимают тот факт, что наше обоняние - это неиспользованный сильный маркетинговый ресурс.
Запахи поднимают продажи и это факт.
В одном супермаркете установили специальные аппараты, которые выпускали запахи
шоколада и грейпфрута. В результате продажи выросли на 7%.
Ароматы могут побудить сделать определенные покупки. Крупные компании, понимают тот факт, что наше обоняние - это неиспользованный сильный маркетинговый ресурс.
Например, на одной автозаправки пускали аромат кофе и тогда его продажи выросли на 300%.
Аромамаркетинг так эффективен, потому что обоняние напрямую связано с участком мозга, отвечающим за эмоции, а эмоции сильно влияют на наш выбор.
Запахи “возбуждают” определенные вкусовые рецепторы.
Ученые объясняют этот феномен так: “Запахи еды косвенно воздействуют на предвкушение вкуса, а это связано с удовольствием. Так что даже запах какого-нибудь продукта влияет на наш мозг.
Еще стратегии в супермаркете:
завлекающая упаковка и яркие стенды
расположение товаров таким образом, что если вы хотите найти нужный вам продукт, вы обязательно должны пройти мимо всего того, что вам не нужно, но красиво и завлекательно выглядит
расположение товаров, которые нужно продать на уровне глаз взрослого или ребенка
часто менять местами продукцию
Еда-мусор у кассы
Ну, и конечно же скидки, желтые ценники, цена двух по цене одной, необоснованный демпинг цен и т.д.
Итак, предупрежден - значит вооружен. Читайте этикетки, выбирайте полезные продукты и не попадайтесь на уловки производителей. А вообще, отправьте мужа в магазин😉
Всех обняла🤗
С любовью🧡
________________________
Проект @Записки худеющей © 2023
Скачать Конструктор блюд
@Проделки кота Гансика © 2023 - веселый канал о проделках моего кота, который иногда пишет заметки о нелегкой жизни со мной